О чем пойдет речь на мероприятии, и почему местом проведения был выбран именно ВятГГУ мы попросили рассказать ректора университета, профессора, доктора исторических наук Валерия Юнгблюда.
Валерий Теодорович, о чем пойдет речь на конгрессе?
Валерий Юнгблюд: О педагогическом образовании в широком смысле слова. В последнее время на самых разных уровнях часто высказываются претензии к качеству подготовки учителей. Отчасти это является следствием реально проходящих процессов: темпы развития общества, науки, технологий существенно возросли, а образовательные технологии, методики обучения, техническое сопровождение образования не всегда за ними успевают. Кроме того, вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской Федерации", утверждена госпрограмма развития образования РФ на 2013-2020 годы, вводятся новые образовательные стандарты. Это значит, что мы сейчас являемся участниками глубокой, системной, содержательной реформы, в ходе которой возникает необходимость разобраться с рядом принципиальных вопросов.
Например, как соотносятся уровни образования и педагогические среды России и развитых стран мира? Как показывают различные образовательные рейтинги, Россия по ряду показателей занимает не очень высокие места, хотя мы привыкли гордиться нашим образованием. В чем причина? Не тому учим, не так или рейтинги не те? Причем, третье исключить тоже нельзя. На конгрессе ученые со всей страны будут обсуждать состояние нынешнего педобразования во всех его аспектах. Чему учить ребенка в школе, как правильно сочетать среднее общее образование с высшим, какими навыками и компетенциями должен обладать ребенок, который из школы переходит в вуз? Как учитывать нынешнее состояние молодежной среды, в том числе и с позиций наличия новых информационных образовательных ресурсов, изменения психологии детей и подростков, появления дополнительных источников информации и каналов коммуникации. Вопросов для обсуждения очень много.
В программе конгресса будет и тема "двойного негативного отбора". О чем речь?
Валерий Юнгблюд: Реформа образования многоплановая и разноуровневая. Но ее авторы часто мыслят глобальными категориями и не до конца учитывают состояние конкретных регионов. Например, вводится ЕГЭ, который, представляет собой не только качественный фильтр для рейтингования знаний, но и некий социальный лифт. Обладатели самых высоких баллов выбирают себе столичный университет. А остальные остаются в регионе. Вот первый этап негативного отбора. А дальше студенты обучаются здесь, и лучшие выпускники опять же уезжают в другие, более перспективные на их взгляд регионы. Задача в том, чтобы эту практику ограничить и не превращать ее в доминирующую тенденцию с необратимыми последствиями. Надо сделать так, чтобы выпускники оставались работать здесь. Это очень серьезная проблема, касающаяся практически всех регионов. Хорошо, что правительство Кировской области понимает ситуацию и много делает для ее разрешения.
Почему площадкой для такого серьезного разговора был выбран именно ваш университет?
Валерий Юнгблюд: Конечно, одна из причин - столетие ВятГГУ. Наш университет - один из старейших российских вузов в системе профессионального педагогического образования. Но специфика университета - передача современных знаний. Он призван, скажем так, "производить" знания и транслировать их на студентов, то есть на молодое поколение. Поэтому он обязан быть вечно молодым. Помимо этого университет также должен обязательно опираться на традиции. Если их нет, то образовательное учреждение превращается в нечто мимолетное.
Кстати, о возрасте. Насколько я знаю, ваш университет один из самых молодых в России если говорить о его сотрудниках.
Валерий Юнгблюд: Да, средний возраст сотрудников ВятГГУ около 45 лет, в то время как в среднем по России близок к 60. Привлечение молодых перспективных студентов в науку - наша принципиальная позиция. Если профессорско-преподавательский состав не будет развиваться, то у него не будет перспектив, не будут открываться новые направления научных исследований и так далее. Поэтому необходимо поддерживать постоянное состояние роста. У нас его во многом обеспечивает аспирантура. Сегодня в нашем университете она есть практически на каждом факультете. Любой студент в перспективе может стать аспирантом, заниматься научными исследованиями.
Мы коснулись темы преподавательских кадров. А есть в истории университета те, кого, образно говоря, можно назвать его "визитной карточкой". Как, например, Ломоносов для МГУ?
Валерий Юнгблюд: Конечно, прежде всего, это наши "отцы-основатели". Сначала до революции Александр фон Вилькен, а затем, после 1917 года, Николай Дернов. Это были высокие профессионалы. Дернов по сути был первым ученым педагогом на Вятке. Он структурировал вуз и помог ему состояться на ранних стадиях. Тогда, после гражданской войны выжили далеко не все высшие учебные заведения России. А Вятский учительский институт не только выжил, но и приобрел новый статут и имя Ленина, что в те годы само по себе было в высшей степени почетным. Просто так вузам его не давали.
Ели говорить о более поздних эпохах, необходимо назвать как минимум еще несколько имен. Это профессор истории Анатолий Эммаусский. Человек, который, по сути дела, дал Кирову "паспорт" - открыл дату его возникновения и обосновал ее с точки зрения исторической науки. Это физик Всеволод Мултановский и классик математического образования Федор Нагибин. Эти люди в определенном смысле являются символами нашего университета, на фундаменте их наследия потом возникли научные и педагогические школы на территории Кировской области.
Успехи кировских школьников общеизвестны. Например, по количеству победителей и призеров научных олимпиад на душу школьного населения регион находится на одном из первых мест в России. Можно в связи с этим говорить о некой уникальной вятской системе образования?
Валерий Юнгблюд: Думаю, что да. И ВятГГУ является очень важной, органичной частью этой системы. Ее эффективность - это следствие тесного взаимодействия органов управления образования и образовательных учреждений всех уровней. Но поскольку подготовкой кировских педагогов занимается наш вуз, нужно говорить также о тех традициях и принципах, которые были заложены в Вятском учительском институте еще 100 лет назад, такие как приоритет научного знания, непрерывность образования, качество. Они были правильными, и мы до сих пор их придерживаемся. Отсюда и результат.