В феврале 2013 года у Валентины Колосовой скончался муж. Вдова решила, что ветеран атомной промышленности заслуживает места на Аллее Почета. После похорон Валентина Ивановна жила у детей, а когда вернулась в город, поспешила на кладбище.
- Пришла 14 июня, а могила мужа все еще сырая. Выше шагов на десять были выкопаны свежие могилы, и в каждой стояла вода - где наполовину, где полностью, - вспоминает вдова.
Кладбище появилось в 80-е годы прошлого века, тогда же поблизости в русле бывшей речки сделали водоотводную канаву.
- Кладбище расширялось, на месте канавы уже могилы. Поэтому весь участок постоянно заливает, - рассказывает Валентина Ивановна. - По нашей просьбе инженеры разработали проект дренажа и устройства пруда для спуска воды, но нас никто не слушает.
Инициативная группа обращалась в мэрию, прокуратуру, Федеральное медико-биологическое агентство, Общественную палату. Поначалу чиновники ограничивались отписками. Затем в ходе проверок эксперты выяснили, что грунтовые воды находятся на глубине 2,8 метра, что соответствует норме.
В общем, если судить по бумагам, проблемы нет. Но активисты собрали больше сотни подписей под обращением к главе города Владимиру Машкову. Некоторые даже оставили в документе приписки: "Людей кладут в воду на глазах у родственников", "Могила обвалилась, хоронили в болото", "На кладбище говорили, что могила хорошая, а через месяц из земли показался гроб покойного".
От имени Колосовой и идеи дренажа у чиновников волосы встают дыбом. Говорят, что у нее расшатаны нервы: за 35 лет на кладбище никто не жаловался.
Специалисты ссылаются на документы прокуратуры, в которых сказано, что в изначальном проекте кладбища дренаж не предусмотрен.
- Проект датирован 1977 годом, в 1985-м кладбище открыли. Гидрогеологические исследования 1977 года показали, что грунтовые воды расположены на глубине трех метров. С того момента ничего не изменилось. Поэтому мы не стали разрабатывать техрешение по отводу паводковых вод, - отметил руководитель управления городского хозяйства Владимир Тюменцев.
Он добавил, что в 2003 году на новом кладбище, расположенном через дорогу от старого (к слову, на вершине холма, а не в низине), вода найдена на глубине 10 метров.Так как условия на кладбищах одинаковые, делает вывод управленец, значит, уровень воды понизился.
Корреспондента "РГ" привезли на 25-гектарный погост, раскинувшийся между двумя холмами. Могилы близких моих провожатых - посередине, в самой низине. Невольно вспомнилась фраза из заключения, что в годы обильного выпадения осадков здесь может подниматься уровень грунтовых вод.
- Надо же, - удивляется Елена, одна из активисток. - Осенью рядом с могилой отца вырыли другую, она водой заполнилась, закопали. Мы решили, что здесь хоронить никого не будут. И вот, уже лежит кто-то.
Женщины сетуют: сколько ни подсыпаем могилки, ни укрепляем плиты - земля раз за разом проваливается. Участки повыше сухие, и места на них стоят дороже, чем в низине.
Глава города признает, что погост действительно находится в непростом месте: рядом пруды, болото.
- Надзорные органы не нашли нарушений, а Колосова не верит, - говорит Владимир Машков. - Пришла на прием: "Выводите воду в пруд". Я ей: "Вода с трупным ядом может уйти в реку Нейву и Верх-Нейвинский пруд". Она: "Меня это не волнует". Упала с криками, что никуда не уйдет. А у меня в коридоре очередь. У женщины истерика, мне ее по-человечески жаль. Продолжил прием в кабинете напротив. После этого она мне спокойно говорит: "Я вам еще устрою!". Переписала имена с плит и ходит по родственникам, убеждает их, что кладбище топит, и дает подписать обращение. Предложили перезахоронить мужа - возмутилась, сказала, что будет лежать с мужем, но не в болоте!
- Разговаривать с Валентиной Ивановной очень тяжело, но переговоры все равно придется вести, - резюмирует глава города. - Мы будем отслеживать ситуацию, потому что вода в разное время года может по-разному себя вести. Но о дренаже пока говорить рано.
А вот совсем откровенное мнение местного начальства:
- Городское кладбище идет на консервацию. Возможно, есть вода, не исключаем. И есть норматив, в котором сказано, что должен быть дренаж. Но кладбище останется в таком состоянии, как сейчас. У нас задача новые территории осваивать, дома строить, а не кладбища осушать, - уверена председатель городского комитета ЖКХ Светлана Поджарова.
Так что, выходит, чиновники все знают, но не считают нужным тратиться на достойное отношение к чувствам людей. Проще признать их скандалистами.
Вера Корнеева, завотделением конфликтологии Уральского педагогического университета:
- Этот конфликт можно назвать административно-управленческим. Такие споры, как правило, очень затяжные: чем дольше он продолжается, тем больше человек в него вступает.
Маловероятно, что чиновники лично поедут на кладбище осматривать могилы. У власти всегда один интерес - сохранить статус-кво, оставить все как есть: ту же зарплату, те же обязанности. Поэтому лучше действовать, как сотрудники аппарата власти. Зачем стоять у кабинетов, когда официальные бумаги доказывают противоположное тому, в чем ты уверен? Лучше провести независимую экспертизу и с ее заключением идти на прием.
Наибольшим потенциалом по мирному разрешению конфликта обладает администрация Новоуральска. Отсутствие доброй воли с ее стороны приведет к усугублению положения. Извинения перед Валентиной Колосовой не потребуют никаких затрат, в том числе финансовых. А действия чиновников, учитывающие чувства родственников, стали бы залогом успешного примирения.
Повысьте свой статус. Для достижения желаемой цели необходимо объединиться в группу и выступать как организация.
Если чиновники не идут на контакт, обратитесь в вышестоящую инстанцию.
Привлекайте СМИ.
Орган госвласти будет действовать по букве закона, следовательно, нужно перейти на тот же алгоритм: отсылать заказные письма, заверять копии обращений.
Сохраняйте спокойствие. В госучреждениях можно увидеть задерганных людей. Для встреч выберите наиболее представительного человека. Чиновник увидит достоинство и силу, увидит равного себе, и это поможет.