Украинские власти оскорбили Русскую православную церковь

"Митрополит Иларион прибыл в аэропорт Днепропетровска 9 Мая на торжества, посвященные юбилею почтенного иерарха Русской православной церкви. При прохождении пограничного контроля он был задержан. После длительного ожидания председателю ОВЦС было вручено официальное письменное уведомление, что ему запрещен въезд на территорию Украины без указания причин такого запрета", - сообщили в службе коммуникации ОВЦС.

Между тем в аэропорту владыку Илариона встречали высшие чины Днепропетровской епархии, в том числе и 75-летний именинник. Митрополиту пришлось оглашать поздравительное Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прямо в помещении пункта пограничного контроля аэропорта Днепропетровска. Там же на глазах пассажиров он вручил юбиляру и высокую церковную награду - орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени.

В ответ митрополит Ириней просил передать горячую благодарность предстоятелю РПЦ за поздравление и награду, выразив глубокое сожаление тем, что представитель Его Святейшества не допущен к участию в церковных торжествах в Днепропетровске.

В интервью "РГ" владыка Иларион в подробностях рассказал о том, как все происходило.

- В зоне паспортного контроля попросили мой паспорт и забрали его. Это случилось около 10 часов вечера, я ждал до полуночи.

Потом вынесли бумагу, где говорилось, что в соответствии, кажется, с пунктом 8 закона о пограничном контроле Украины въезд мне запрещен. Попросили расписаться в получении. Я расписался.

Владыка Ириней провел со мной всю ночь, плакал, говорил, что никогда в его жизни подобного не случалось.

Корреспондент "РГ", которая много раз в составе пула журналистов сопровождала в поездках по Украине Патриарха Кирилла и знает, с какой радостью его встречали в Днепропетровской области, спросила:

- Неужели никто из тех, кто наблюдал эту дикую сцену в аэропорту, не пытался заступиться, возмутиться?

- Были такие, - ответил владыка. - Кто-то позвонил губернатору Днепропетровской области. Но там ответили, что решение принималось на самом верху. Поэтому ничего сделать нельзя.

P.S.

О случаях в истории человечества, когда иерархи Церкви терпели от политиков, рассказывает участник коллоквиума историков России и Ватикана в Санкт-Петербурге Алексей Юдин.

- Такие случаи были особенно характерны для ХVI-ХVII веков. Тогда многих могли заподозрить в какой-то политической неблагонадежности и куда-нибудь не пустить. Особенно это часто случалось с представителями Константинопольского патриархата, которых в Европе считали турецкими шпионами. Для них устраивался жесткий режим на границе. Так или иначе эти священники были лояльны Османской империи, впрочем, это вовсе не значило, что они были агентами турецкого султана, как считали европейцы. Некоторые из иерархов очень печально закончили свою жизнь: их арестовали и отправили в тюрьму.

Комментарий

Наши духовные братья с Украины переживают

Эта ситуация стала неожиданностью для всех, ведь это, если не ошибаюсь, первый в новейшей истории случай, когда иерарха нашей Церкви политики, представители другого государства, входящего в каноническую территорию нашей Церкви, не пускают через государственную границу для встречи со своими единоверцами.

Этот прецедент вызвал всеобщее недоумение и возмущение, ведь он выглядел как откровенный вызов, демонстративный жест в адрес Церкви, априори неполитической организации, основная цель которой в отношении той же Украины - совместная молитва, совместное богослужение, исповедание общей веры с нашими украинскими братьями и сестрами. Это неожиданно и в свете воспоминаний о предыдущих визитах Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на Украину. Эти визиты на протяжении всех последних лет проходили в обстановке огромной любви со стороны православного народа и украинской общественности, в обстановке теплоты, благодарности и открытости... И вдруг такая странная демонстрация своих политических амбиций и месть, направленная на Церковь.

К нам приходят отклики на этот "эпизод" и с Украины. Наши братья очень переживают по поводу случившегося. Подавляющее большинство православных украинцев, с которыми мне довелось говорить, всячески отмежевываются от этого случая, подчеркивают, что ответственность за такого рода решение несут исключительно конкретные политические силы, но никак не православный народ Украины.

Украина сейчас переживает очень тяжелое испытание. В свете украинского кризиса мы, православные христиане России и Украины, учимся по-новому ценить наше духовное единство. Наше родство во Христе, единство нашей Церкви - это не формальная ценность и не громкие слова, это живой организм нашей веры.

Елена Жосул, советник председателя Синодального информационного отдела РПЦ

Прямая речь

Митрополит Днепропетровский и Павлоградский Ириней:

- Ситуация странная, ничего подобного в мировой практике, по-моему, не было. Я, конечно, опечалился. Поплакал, помолился и мысленно всех простил. Да воцарится мир на нашей многострадальной земле. На все воля Божья.

Штрих к портрету

"Просто зайчык"

Ириней в переводе с греческого означает мирный, то есть смиренный, миролюбивый, миротворец. Владыка соответствует своему имени на все сто. Очень хотел остаться преподавателем в родной Санкт-Петербургской духовной академии, но монах не волен выбирать послушание. Служил в Японии, США, Канаде, в Уфе, возглавлял много украинских епархий. Последние двадцать лет - Днепропетровскую.

Митрополит благословляет на все добрые дела, ничего богоугодного не запрещает, не мешает творить. За это его, наверное, и любят. А впрочем, не только за это.

Как-то вечером в редакции оставались только мой зам и дежурная - бабулечка, которая, как обычно, занималась в это время уборкой. Когда раздался звонок, она надавила на громкую связь, продолжая что-то тереть.

- Слухаю.

- Здравствуйте, нельзя ли поговорить с редактором.

- Його вжэ нэма, зайчык.

- Передайте, пожалуйста, чтобы зашел утром в епархию.

- А з кым я розмовляю, зайчык?

- З владыкою Иринеем.

- Нэ турбуйся, зайчык, всэ пэрэдам, зайчык.

Прихожу я утром, а мне, шутя, сообщают, что митрополит вызывает меня на "ковер", чтобы выяснить, почему сотрудники духовного издания не знают, как разговаривать со священноначалием.

Говорили, конечно, о другом. А в конце Владыка говорит:

- Что это у вас за бабушка такая замечательная работает.

- Неужели и вправду замечательная?

- Просто зайчык.

За свою долгую нелегкую жизнь он никого даже словом не обидел. И его обидеть трудно. Во всяком случае, нынешним украинским властям это не удалось.

Юрий Кулибаба, редактор газеты "Начало"