"Идет планирование большой программы по развитию Черноморского флота. В ближайшей перспективе мы ожидаем прибытия в Севастополь шести новейших фрегатов проекта 11356 и шести подводных лодок. Видимо, будет десантный корабль класса "Мистраль", - сказал адмирал Витко на встрече с журналистами.
В настоящее время идут ходовые испытания первого российского "Мистраля", спущенного на воду 15 октября 2013 года и носящего имя "Владивосток". В понедельник начался четвертый выход в море. Возвращение в Сен-Назер, где строятся эти корабли, ожидается в пятницу. Тем временем на верфях компании STX France продолжается строительство носовой части ДВКД-2 "Севастополь". Его кормовая часть была спущена на воду 30 апреля на Балтийском заводе. 16 июня должна начаться буксировка этой секции в Сен-Назер.
В июне во Францию должны прибыть для обучения российские экипажи "Владивостока" и "Севастополя". Это четыреста тщательно отобранных офицеров и мичманов.
Контракт по "Мистралям" для России официально заключили 17 июня 2011 года в Санкт-Петербурге на Международном экономическом форуме. Франция обязалась построить для ВМФ России два корабля. Еще два вошли в так называемый опцион.
Между тем многие военные эксперты и даже высшие офицеры ВМФ восстали против этого контракта. Развернулась публичная полемика на тему, нужны ли "Мистрали" России с ее водными просторами, простирающимися в основном в северных широтах. Слово "мистраль" хоть и обозначает ледяной северо-западный ветер, дующий в Средиземном море, но корабль, нареченный этим именем, предназначен для плаваний в теплых водах тропических морей.
Французы приняли к сведению нашу обеспокоенность и пообещали адаптировать десантно-вертолетные корабли-доки для специфических условий России. Сделали они это или нет, покажет скорое будущее.
В последнее время возникли сомнения, получит ли Россия даже два строящихся по ее заказу "Мистраля". США давят на всех своих союзников, вынуждая их ограничить сотрудничество с Россией до минимума.
Замдиректора Центра анализа стратегий и технологий, один из ведущих российских экспертов в области военно-технического сотрудничества Константин Макиенко считает, что сорвать контракт могут лишь какие-то запредельно чрезвычайные ситуации, но никак не давление со стороны США.
Интерес Франции, по словам Макиенко, понятен и очевиден. В случае разрыва контракта французы потеряют не только заказ на сумму 1,2 млрд евро, но и будут вынуждены выплатить крупные штрафные санкции, не говоря уже о колоссальном репутационном ущербе.
Как подчеркивает Макиенко, после долгих споров стало ясно, что приобретение "Мистралей" все-таки отвечает интересам строительства сбалансированного ВМФ в России. И вполне возможно, наша страна закажет еще два корабля. Поспособствует этому восстановление российского статуса Крыма.
Первые два ДВКД должны, как и планировалось, войти в состав Тихоокеанского флота. А вот два других вполне впишутся в структуру Черноморского флота, который, и это уже очевидно, будет значительно расширен. "Мистрали" ЧФ будут полностью отвечать интересам флота для возможных операций в Средиземноморье и Атлантике.
Впрочем, возможны коррективы. И уже второй "Мистраль" под именем "Севастополь" войдет в состав Черноморского флота.
Досье "РГ"
Корабли типа "Мистраль" имеют водоизмещение свыше 21 тысячи тонн. Максимальная длина их корпуса 210 м, скорость полного хода свыше 18 узлов, дальность плавания до 20 тысяч миль. Один корабль способен принять на борт до 450 полностью экипированных десантников. Вертолетная группа корабля включает 16 машин, из которых шесть может одновременно размещаться на взлетной палубе. Способен нести четыре легких десантных катера или два десантных катера на воздушной подушке. В его грузовой палубе можно разместить более 12 средних танков или до 70 небольших автомашин. Вертолетная группа российских "Мистралей" будет состоять из восьми ударных Ка-52К и восьми многоцелевых Ка-29.