Новости

15.05.2014 00:50
Рубрика: Власть

Защитная корка

Нотариусы вводят электронную проверку паспортов
Нотариат приступил к испытаниям нового сервиса - автоматической проверки паспортов. Специальный сканер сможет выявить фальшивые документы, которым верить нельзя. Как следствие, и владелец такого паспорта уже никого не обманет.

"Технология проста в использовании, примерно такая действует в международных аэропортах, - поясняют в Федеральной нотариальной палате России. - Паспорт помещается в специальный сканер, где обрабатывается сразу в трех форматах: обычном (визуальном), ультрафиолетовом и инфракрасном. Все защитные метки документа, удостоверяющего личность, становятся видны". Далее, специальная программа анализирует полученные изображения и выдает на экран выводы о том, насколько процентов паспорт подлинный и можно ли, опираясь на него, совершать юридически значимые действия. "Затем все данные владельца паспорта, полученные в результате распознавания текста, передаются для заполнения нотариального документа", - рассказывают специалисты.

Благодаря новой технологии граждане могут быть уверены, скажем, что не купят проблемную квартиру, фактически украденную кем-то и оформленную по подложным документам. А нотариусы получат объективный инструмент проверки паспортов. Правда, пока система работает в тестовом режиме. Если испытания пройдут удачно, можно будет говорить о широком распространении данной технологии.

Более того, в перспективе планируется объединить физический анализ паспорта с его проверкой по номеру бланка через соответствующий сервис ФМС. "Но это дело ближайшего будущего, - поясняют в Федеральной нотариальной палате. - Пока эти технологические новшества использует лишь небольшая часть нотариусов, больше в пилотном формате".

Как уже писала "РГ", в конце прошлого года Федеральная миграционная служба и Федеральная нотариальная палата России подписали соглашение об обмене информацией. Оно позволит нотариусам пробивать по электронным базам миграционной службы паспорта пришедших к ним граждан. Поэтому принести липовую корочку и оформить важный документ станет решительно невозможно. Должна уйти в прошлое и регистрация фирм на утерянные паспорта, когда человек из-за своей оплошности рисковал заочно оказаться владельцем "заводов, газет, пароходов", а с ними и миллионных долгов.

Нотариус сможет по серии и номеру документа в режиме онлайн осведомиться, действителен ли бланк паспорта. Еще он сможет, например, специально запросить в миграционной службе данные о месте регистрации человека и сопоставить их с информацией в паспорте. Ни открыть фирму, ни продать квартиру по утерянному или украденному паспорту через нотариуса будет нельзя. Поэтому специалисты говорят, что для надежной защиты граждан при покупке квартир необходимо ввести обязательное нотариальное оформление сделок с недвижимостью.

Также российские нотариусы в порядке эксперимента начали проверять граждан на дееспособность. Людям в нотариальных конторах не придется сдавать анализы или проходить какие-то тесты: процедура предполагается чисто юридической. Нотариусы будут направлять запросы в Росреестр, куда поступают данные о соответствующих судебных решениях.

Еще одна новость: российская система электронного межведомственного взаимодействия пополнилась новым информационным веб-сервисом - "проверка нотариальных документов". Государственные ведомства смогут проверить реквизиты любого нотариального документа, выполненного на бланке единого образца. "Тем самым нотариальные IT-эксперты сводят на нет возможность мошенничеств по поддельным доверенностям и иным документам, имеющим юридическую силу", - рассказывают в Федеральной нотариальной палате.

Помимо прочего, с 1 июля текущего года официально заработают электронные реестры по ряду нотариальных действий. Также появится база данных залогов движимого имущества. В нее будет вноситься информация, например, об автомобилях, которые находятся в залоге у банков. Сейчас министерство юстиции России подготовило проект приказа, устанавливающего порядок направления информации нотариусам. Передать данные можно будет и по электронной почте.

"Мы живем в информационном обществе, и нотариальное сообщество пытается не отставать от тенденций, - говорит Эдуард Махноносов. - Причем не за бюджетные деньги, а за деньги нотариусов. От бумаги мы, конечно, откажемся не сразу. Но все ведет к тому, чтобы нотариусы использовали электронные документы в своей работе".

Воспользоваться системой смогут, например, банкиры, выдавшие кредит на покупку автомобиля и не желающие, чтобы машина уехала на сторону, пока должник не расплатится.

Процедура, правда, будет добровольной. Однако если машина будет продана мошенником, а в реестре не окажется уведомления, банку автомобиль могут и не вернуть. Ведь добросовестный банкир подобными вещами не пренебрегает. До сих пор же крайним всегда оставался покупатель заложенной машины: ему приходилось либо платить по чужим долгам, либо расставаться с авто.

Между тем

Как уже писала "РГ", с 1 июля вступает в силу закон, дающий право нотариусам удостоверять, что электронный документ равнозначен бумажному, и наоборот.

Министерство юстиции России подготовило проект приказа, как переводить официальные документы с бумаги в цифровой вид. Возможно, кому-то в это трудно поверить, но документ на экране компьютера будет равносилен бумажному.

В ближайшей перспективе посредством цифровых технологий можно будет сформировать с помощью нотариуса пакет документов на регистрацию сделки с недвижимостью. "Прежде всего в обществе должно сформироваться доверие к электронным документам, - сказала "РГ" юрист Наталья Колерова. - Поскольку изготовление равнозначного бумажному электронного документа всегда будет сопровождаться проставлением квалифицированной электронной подписи нотариуса, то при предъявлении такого документа необходимо иметь возможность проверить действительность данной подписи. Все электронные подписи нотариусов уже внесены в Единую информационную систему нотариата. У органов государственной власти при обработке документов в электронном виде такая возможность будет иметься в связи с доступом к базе".