Новости

15.05.2014 12:58
Рубрика: Экономика

Эксперт: Низконапорный гидроузел на Волге поможет судоходству

Текст: Майя Бирюкова (Нижний Новгород)

Проблему судоходства на участке Волги от Городца до Нижнего Новгорода наиболее оптимально решает строительство низконапорного гидроузла. Об этом "РГ" сообщил заведующий кафедрой водных путей и гидротехнических сооружений Волжской государственной академии водного транспорта (ВГАВТ) Александр Ситнов.

Есть несколько вариантов решения этого вопроса. Большинство из них было озвучено на круглом столе "Проблема судоходства на участке Городец - Нижний Новгород" в рамках форума "Великие реки".

Первый - нашумевший проект 68 отметки, поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до 68 метров вместо нынешних 63. Этот вопрос, вызвавший массу нареканий специалистов различных сфер, обсуждался на самом высоком уровне. Но до сих пор он имеет своих сторонников. "С точки зрения транспорта поднятие уровня до 68 отметки проблему не снимает. Во-первых, с подъемом воды возникнет регулирующая способность - емкость водохранилища, это 5,4 кубических километра воды. Это, в свою очередь, приведет к снижению глубины на порогах. И не обеспечит транзитного значения в 4 метра. Это технический момент. Второе - при поднятии уровня воды окажется недостаточной для прохода некоторых судов высота двух мостов: Чебоксарского шлюза и Окского моста в Нижнем Новгороде. То есть именно проблему судоходства это не решит", - пояснил Александр Ситнов.

Еще один проект - строительство обходной "третьей нитки" реки - речники также находят несостоятельным. "Чем больше мы углубляем русло, тем больше посадка уровня воды. Глубину на данном участке обеспечиваем, а на пороге уровень остается в неизменном состоянии. В этом случае подходные каналы также придется углублять, а это значительный объем работ. Если уровень воды упадет, то есть опасность вообще вывести этот участок из транспортного процесса", - уверен ученый.

Предпочтительным для решения транспортной проблемы вариантов специалисты Волжской академии водного транспорта называют строительство низконапорного гидроузла. Снимая вопрос "пробки" на речном пути, этот проект наносит меньше ущерба экологии по сравнению с тем же подъемом уровня Чебоксарского водохранилища до 68 отметки.

- Мы предлагаем создать водохранилище временного типа. На время подъема уровня воды в реке - весеннего паводка - когда проблем с полноводностью нет, водохранилище открывается и река работает в ее естественном состоянии, мы ее не напрягаем. А вот в те 2-3 месяца, когда возникают проблемы глубины, мы подключаем гидроузел. Тем самым уровень реки не превысит тот естественный сегодняшний, который характерен для паводков. Экологическая нагрузка на этот участок качественно снижается, - заключил профессор Игорь Липатов, сотрудник кафедры водных путей и гидротехнических сооружений ВГАВТ.

Экономика Транспорт Водный транспорт Филиалы РГ Приволжье ПФО Нижегородская область Форум "Великие реки-2014"