Евгений Зенютич, директор НИИ энергоэффективных технологий Нижегородского государственного университета имени Алексеева, на форуме "Великие реки-2014"/ICEF назвал причины расточительства ресурсов.
- У нас много нефти и газа, это позволяет нам пока не особо форсировать внедрение энергосберегающих технологий, - с этих слов начал он свое выступление на секции "Атомная энергетика и возобновляемые источники энергии. Энерго- и ресурсосбережение". - Тем не менее, в последние годы сделан настоящий прорыв в развитии технологий, основанных на возобновляемых видах энергии - солнечной, ветряной. Однако огромный потенциал энергосбережения, который есть в жилищно-коммунальном хозяйстве, промышленности, топливно-энергетическом комплексе, мы еще не используем.
Что служит тормозом для внедрения энергосберегающих технологий, применения "умных" машин и оборудования в этих отраслях? По мнению Зенютича, повышению энергоэффективности нашей экономики мешает недостаточно грамотно разработанная нормативно-правовая база.
- 261-ФЗ об энергосбережении определил стратегию развития этого направления, в том числе основные векторы внедрения энергоэффективных технологий. Плюсом к 261-ФЗ издано 80 подзаконных актов, - говорит Евгений Зенютич. - Но этого все равно недостаточно. Конечно, некоторых успехов с 2009 года мы добились, но потенциал к снижению энергоемкости нашей экономики еще есть.
По мнению эксперта, энергосбережение - это не только замена ламп накаливания на светодиодные. Многие аспекты стимулирования рачительного отношения к ресурсам остались в тени и не регулируются ни государственной политикой, ни законодательством. Вместе с тем Зенютич отметил, что система льгот в таможенной или налоговой сферах применительно к организациям, связанным с развитием энергосберегающих технологий, могла бы стать мощным толчком для их внедрения.
А поскольку сильной заинтересованности в исполнении 261-ФЗ не наблюдается, то, по словам Зенютича, в большинстве регионов нет и портфелей детально разработанных бизнес-планов, ориентированных на энергоэффективность.
- Для того, чтобы энергосбережение из бумаги воплотилось в железе, у нас недостаточно правовых инструментов, - резюмировал Зенютич.