14.05.2014 23:31
    Поделиться

    Минские ученые освоили уникальный метод реставрации икон

    Минские ученые освоили уникальный метод реставрации
    Искусствовед Борис Лазуко давно мечтал возродить утраченную двести лет назад технологию производства слуцких поясов - национального символа Беларуси. Мало кто верил, что это возможно. Но благодаря поддержке президента Беларуси идея воплотилась в жизнь.

    В апреле первый пояс, точная копия старинного, но вытканный на современном станке, был представлен главе государства. Александр Лукашенко предложил и дальше искать реликвии, которые нужно возрождать. В Музее древнебелорусской культуры, которым руководит Лазуко, такую работу ведут. И открытий обещают немало. Одно из них недавно представили публике: икону с двумя ликами. На ней под образом Христа скрывался портрет Богородицы. Икона происходит из Покровской церкви деревни Хабовичи Кобринского района Брестской области. Чтобы открыть нижний слой, надо было снять верхний, но при этом его безвозвратно потерять. Ученые нашли способ сохранить оба лика.

    Борис Лазуко говорит, что два слоя обнаружили, когда старинную икону стали просвечивать на рентгене:

    - Это всегда делают перед тем, как браться за реставрацию такой вещи. Есть вероятность того, что под видимым нашему глазу библейским сюжетом могут скрываться более ранние слои с другими изображениями. Обычно - это образ одного и того же персонажа, сцены. В прошлом бывало так, что прежний лик святого поновляли новыми красками, порой меняли стилистику. Совсем по-другому сложилась судьба иконы из Хабовичей. Под изображением Вознесения Христова обнаружилось совершенно другое - Покров Богородицы.

    Лазуко вместе с коллегами по долям миллиметра раскрывал икону. Вознесение Христа бережно перенесли на новую основу. Операция такого рода прошла в Беларуси впервые. А помогали Борису Андреевичу реставраторы Алексей Путинцев, Лариса Брагилевская, Юрий Пискун из Белгосакадемии искусств и Юрий Малиновский, который в последние годы вместе с российскими реставраторами раскрывает фрески XII века в полоцкой церкви Святого Спаса.

    Опыт Малиновского пригодился. В Полоцке при раскрытии многослойной живописи стали не безвозвратно счищать верхний слой, а переносить на новую основу, тем самым сохраняя его. Но с иконами таких сложных работ никто не проводил. Тут и материалы другие, и технологии.

    Поначалу собирались раскрыть лишь небольшие фрагменты на хабовичской иконе, чтобы показать, как накладываются друг на друга лики Христа и Богородицы. Но потом рискнули расслоить икону. Представился удобный случай: работы согласился профинансировать один из банков. Борис Лазуко рад удаче:

    - Была у нас одна икона. А теперь их две. Консультации по переносу слоя давали специалисты из Сербии. Там богатые традиции иконописи и такими операциями занимаются давно. Во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря также есть чему поучиться. Почему Богородицу записали Христом? Пока ответа на этот вопрос нет. Одно ясно: это произошло в XVIII веке. Мы продолжаем исследования и, возможно, найдем разгадку.

    Досье "СОЮЗа"

    Хабовичи - это уголок Западного Полесья, региона, где более всего на современной территории Беларуси сохранилось икон XVII-XVIII веков. В их стиле сочетаются византийско-древнерусские традиции и западноевропейские влияния. Две иконы из Хабовичей, получившиеся из одной, можно увидеть на выставке отреставрированных предметов, открывшейся в Музее древнебелорусской культуры.

    Поделиться