14.05.2014 23:37
    Поделиться

    Депутаты Киргизии рассмотрели проблемы жителей сопредельных районов

    На выездном заседании парламентарии КР рассмотрели проблемы использования трансграничных оросительных каналов и пастбищ, где пасут свой скот граждане сопредельных государств.

    Виза для Буренки

    Поводом для командировки на юг страны стал конфликт, который произошел в Баткенском районе Киргизии. Жители села Апкан сообщили парламентариям, что из-за отсутствия воды в оросительном канале, протекающем через территорию Сохского района Узбекистана (РУз), более сотни гектаров сельскохозяйственных угодий остались без полива. По словам сельчан, граждане РУз выставили ультиматум: воду дадут только в том случае, если их животноводам предоставят пастбища для выпаса скота на территории Киргизии.

    Так уж сложилось, что узбекским и таджикским животноводам за неимением собственных пастбищ в весенне-летний период приходится пользоваться киргизскими территориями для выпаса скота. До недавнего времени этот процесс регулировали межправительственные соглашения. Однако срок действия документа истек три года назад. Новое межправительственное соглашение до сих пор не подписано.

    Как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель полномочного представителя правительства в Баткенской области Бакир Жолчиев, ситуацию удалось стабилизировать силами местных властей. Сейчас среди населения ведется разъяснительная работа, но, судя по всему, вряд ли эта мера решит проблему. По мнению Жолчиева, вероятность новых конфликтов из-за воды и пастбищ все еще весьма велика.

    Пастбищная ситуация с Таджикистаном (РТ) в 2014 году осложнилась. Министерство сельского хозяйства и мелиорации КР несколько раз обращалось к соседям с предложением заключить межправительственный договор о временном использовании мест для выпаса скота на территории Киргизии - на условиях аренды. Однако, как заявили "РГ" в минсельхозе КР, официальный Душанбе платить не намерен. Более того, по словам Бакира Жолчиева, этот вопрос даже не был включен в повестку дня заседания межведомственной киргизско-таджикской комиссии.

    Камень как аргумент

    - Если прекратить незаконный выпас таджикского скота на наших пастбищах невозможно, то, полагаю, Киргизстан должен хотя бы получать более или менее справедливую плату за их использование, которая пойдет на восстановление. Это предложение мы высказали таджикской стороне, но оно осталось без ответа. Между тем граждане этой страны регулярно выгоняют стада на высокогорные пастбища Киргизии, - подчеркнул заместитель министра сельского хозяйства и мелиорации Жаныбек Керималиев.

    Ситуация заметно осложнилась в начале мая. По информации сотрудников Государственной пограничной службы КР, автомагистраль, ведущая из таджикского анклава Ворух, была заблокирована таджикскими жителями, которые не пропустили пастухов из Киргизии, выгонявших из села Ак-Сай домашний скот на пастбище Улар. Конфликт чуть было не перерос в более серьезные столкновения. Дело дошло до того, что противоборствующие стороны начали забрасывать друг друга камнями. Тут стоит пояснить, что у жителей некоторых приграничных киргизских сел нет другой возможности попасть на основную территорию Баткенской области, кроме как через РТ. Населению таджикского анклава Ворух, в свою очередь, чтобы оказаться на "большой земле", необходимо воспользоваться автотрассой, проходящей через Киргизию.

    Помимо пастбищных проблем, обостряется еще одна - поливная. Особенно частые конфликты возникают из-за распределения воды в общих ирригационных каналах или реках, которыми пользуются киргизские, узбекские и таджикские жители во время вегетационного сезона в весенне-летний период. В это время между сельчанами начинаются так называемые "кетменные войны".

    Капля в море

    Прошлогодняя ситуация, когда жители Таласской области заблокировали самый многоводный трансграничный канал

    "Быстроток", может повториться и в этом году. Напомним, в июле 2013-го сельчане перекрыли подачу воды казахстанским земледельцам и выдвинули ряд требований.

    В 2014 же году поводом для разногласий может стать снижение уровня Кировского водохранилища, находящегося в той же области. Как заявила корреспонденту "РГ" полномочный представитель правительства в Таласской области Койсун Курманалиева, в мае этого года уже зафиксировано отставание фактического наполнения водоема от проектного. Объясняется это тем, что республика вступила в так называемый период маловодья.

    По прогнозам департамента водного хозяйства и мелиорации минсельхоза КР, летом 2014 года приток рек ожидается на 15 - 25 процентов ниже средних значений. Глава департамента Кокунбек Таштаналиев уже призвал земледельцев проводить влагозарядковые поливы полей и лесопосадок.

    - Может быть, это и не сказалось на поливе, но наши и казахские земледельцы увеличили посевные площади, соответственно и расход воды будет больше, - объясняет Койсун Курманалиева. - Да и синоптики обещали засушливое лето. В этой ситуации вести разъяснительную работу среди людей, постоянно призывая их к спокойствию, очень сложно. Для многих вырастить и продать урожай - единственная возможность погашать кредиты, да и вообще жить. Поэтому для них существует только свое поле, и, естественно, они будут бороться за воду. А что у соседей гибнет урожай, увы, мало кого из фермеров волнует.

    Сейчас местные администрации приграничных районов Киргизии и Казахстана пытаются договориться об условиях совместного использования трансграничных оросительных каналов. Департамент водного хозяйства минсельхоза КР сообщил, что на прошедшем недавно заседании Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии в Ташкенте были утверждены лимиты водозаборов на вегетационный период 2014 года. Вопрос только в том, насколько они будут соблюдаться.

    Комментарий

    Эсенгул Исаков, член комитета по аграрной политике, водным ресурсам, экологии и региональному развитию парламента КР:

    - Вопрос использования пастбищ жителями приграничных сел соседних государств должен решаться на межгосударственном уровне. Необходимо, чтобы соглашение было ратифицировано парламентами тех стран, с которыми оно будет заключено. Пока этого не произойдет, сохранится неразбериха. Сейчас получается так, что стада таджикских или узбекских животноводов пасутся на наших пастбищах, которые, к слову сказать, уже и так находятся в плачевном состоянии. За реабилитацию же этих мест платят киргизстанцы.

    Теперь о том, что касается использования трансграничных оросительных каналов. Есть межправительственный договор, где оговорено то количество воды, которые наша республика должна пропустить на казахские и узбекские поля. Каждый год условия корректируются с учетом погодных условий. В 2014-м ситуация очень серьезная, наступил период маловодья. Воды катастрофически не хватает в самой Киргизии. Положение мог бы спасти так называемый капельный метод орошения.

    Тем временем

    Министерство внутренних дел и Государственная пограничная служба КР сообщили об очередном конфликте на киргизско-таджикской границе. В ведомствах утверждают, что инцидент случился из-за того, что граждане РТ выгнали скот пастись на пастбище, расположенное на территории КР. По данным силовиков, во время стычки между жителями приграничных сел Киргизии и Таджикистана пострадали около 30 граждан КР, десять госпитализированы с ранениями легкой и средней тяжести. О пострадавших с таджикской стороны сведений нет.

    Поделиться