15.05.2014 23:05
    Поделиться

    Никита Масленников: Никто не знает, как реализуют единый тариф на практике

    Никита Масленников, экономист, политолог:

    "Тарифную" новость, о которой пишет "РГ" на 1-й и 5-й полосах, я воспринял с точки зрения стандартизации, которая, в свою очередь, вещь обоюдоострая. Она очень часто просто необходима (вспоминаются сразу же стандарты технического урегулирования или стандарты услуг, ГОСТ опять же). Имеется общее фундаментальное обоснование, что любой стандарт, выросший из деловой практики, работает на выравнивание условий конкуренции. Если у тебя, как у производителя, есть рамки, то в них ты и будешь получать прибыль, маржу и прочее. В этих рамках ты будешь бороться с конкурентами, выдавливая их с общего рынка (или, наоборот, в законных, принятых рамках будешь настигнут конкурентом). Это позитивная сторона великого "урегулятора" Стандарта. Главный эффект от вводимых норм - демонополизация - чувствуется не сразу. Не день, не месяц и даже не год. Но! После введения стандартов выравниваются условия конкуренции, с понижением барьера входа на рынок всем желающим.

    Есть у стандартов и темная сторона. Единые нормы могут ввести раньше времени. В этом случае "темные" нормы могут вести себя чуть ли не с обратной пропорцией, тотально монополизируя ту или иную отрасль рынка. Кстати говоря, монополия штука весьма заразная; сегодня одна отрасль попала "под раздачу", завтра - другая. Поэтому очень важен баланс времени принятия столь ответственного решения. В щепетильных вопросах внедрения стандарта надо carpe diem - чувствовать момент. Рынок обязательно должен "дозреть".

    Рынок же мобильной связи в России где-то дозрел, а где-то нет. С технической точки зрения рынок развит, начиная от продажи мобильников (имеется в виду, что в России человек будет ходить без штанов, но с айфоном) и заканчивая техническими услугами вроде 4G. Рынок услуг мобильной связи явно востребован. А вот компаний, предоставляющих услуги, у нас, мягко говоря, не очень много. И самое главное - этот рынок давно "устаканился", держась на трех разноцветных "слонах". Они - эти несколько компаний - никого на рынок не пускают, монополизировав его. В этом случае довольно сложно проанализировать, как поведет себя ультраединый тариф на территории России и что сулит нам модернизация в целом. Немного обидно за свободу выбора. Но, с другой стороны, трудно сказать, что свободу выбора у нас отберут, ведь ее фактически нет. Да, желто-черные, так сказать, пчелиные мобильные услуги часто довольно сильно отличаются от, к примеру, красно-белых, но не революционно. Никто не знает, как реализуют единый тариф на практике. Может быть, если пофантазировать, новый тариф получит множество мини-опций, а может быть, от него вообще откажутся из-за "скудоопционности". Время покажет.

    Поделиться