В России прошли первые Бердяевские чтения, посвященные консерватизму

Консерватизм в России должен быть современным, а не "бородатым в косоворотке". К такому выводу пришли участники первых Бердяевских чтений - форума, посвященного продвижению идей консерватизма в стране.

Мероприятие было организовано Институтом социально-экономических и политических исследований и прошло в Подмосковье. Приглашенные эксперты и политологи искали ответ на вопрос, что представляет собой современный российский консерватизм, в рамках трех тематических секций: "Истоки и смысл русского консерватизма", "Консерватизм как социальная, экономическая, этическая, политическая и религиозная категория", "Мобилизационный потенциал консервативной идеи в современной России".

По мнению президента Института национальной стратегии Михаила Ремизова, Россия хотя и не является самой консервативной страной в мире, но имеет все шансы на то, чтобы сделать консерватизм своей национальной идеологией. "Консервативный мэсседж действительно имеет у нас повышенный резонанс. Не случайно первый вопрос на пресс-конференции Кончиты Вюрст звучал так: "Вам есть, что сказать президенту России Владимиру Путину"? - отметил политолог. Он убежден, что основа консерватизма в России - это, во-первых, личный бренд ее президента Владимира Путина, во-вторых, потенциал ядерного суверенитета, который придает особый вес идеологическому самоопределению государства, в третьих, великая европейская христианская культура.

Глава ВЦИОМ Валерий Федоров в свою очередь посетовал на размытость понятия "консерватизм" у народных масс, которых обычно опрашивает его организация. "Сегодня консерваторами являются те, кто так себя называет, а не те, кто придерживаются конкретной политической идеологии", - отметил эксперт. При этом последние исследования ВЦИОМ показывают, что позитивная оценка термина "консерватизм" со стороны тех, кто не обязан знать его академическое определение, значительно повысилась. "Реабилитация консерватизма если и не завершена, то идет достаточно быстрыми темпами, по крайней мере, более быстрыми, чем реабилитация монархизма", - сказал Федоров.

Мысль главы ВЦИОМ развил помощник председателя Совета Федерации, социолог Александр Щипков, отметивший, что русский консерватор постоянно стоит перед проблемой самоидентификации: какие ценности ему отстаивать и что сохранять. Проблема, по его словам, в том, что в России у консервативной идеи никогда не было влиятельных защитников в силу постоянных исторических разрывов, проходивших на ее территории, - вроде Смутного времени или Октябрьской революции. "Пока общество окончательно не определится с отношением к собственной истории, консерватизм не займет подобающего места на нашей социальной и политической карте", - полагает Щипков.

Политолог Владимир Хомяков считает ключевой опору России на традиционные ценности, о чем в последние десятилетия, по его словам, почти не говорилось. "Консерватизм всегда религиозен и национален по духу, всегда патриотичен по сути, так как нацелен не на разрушение, а на сохранение государственности", - заявил эксперт. В этом смысле консерватизм, который возможно рассматривать в качестве основы для государственной идеологии, должен быть, во-первых, православным, во-вторых, русским, в-третьих, государственническим. "Он должен быть современным, а не бородатым в косоворотке и лаптях. А современность в политическом контексте означает антизападничество, но не в качестве ксенофобии ко всему непохожему на себя, а в качестве иммунитета против разрушительных процессов, происходящих на Западе", - резюмировал Хомяков.

Первые Бердяевские чтения, впрочем, не ограничились лишь виртуальным обсуждением проблем консерватизма. Организаторы форума сообщили о запуске двух интернет-порталов, предназначенных для обсуждения консервативной повестки. Кроме того, было объявлено, что ИСЭПИ учредит премию "Наследие русской мысли имени Н.А. Бердяева". Она будет вручаться в двух номинациях: ученым-философам - за "значимые научные труды" и студентам гуманитарных вузов - "за интересные научные разработки".