С высоты птичьего полета Наурский район ЧР виден, как на ладони, но помимо душевной радости от паренья в небе Муса вместе с селянами научился извлекать практическую пользу. Среди барханов и деревьев легко разглядеть пропавших коров, коз и лошадей.
В небольшой чеченской станице Червленой животные часто теряются и погибают. Появление в деревне летательного аппарата стало для местных жителей и их питомцев настоящим спасением.
- В первый раз меня попросили поискать заблудившихся коз, - вспоминает Муса. - Пришла соседка и рассказала, что у ее родственника пропало небольшое стадо (около 30 голов). Я согласился помочь. Пострадавшим оказался местный старик. Я посадил его на дельтаплан, и мы полетели в западную часть района, куда, по его предположению, ушли животные. Летали минут двадцать (два дня ему пешком ходить) и поняли, что в этом направлении искать не стоит. Из-за погодных условий полет пришлось завершить. Но для хозяина коз это был значимый результат - он догадался, куда забрели животные, пошел в противоположном направлении и почти сразу их обнаружил. Правда, уже не всех. Треть стада успели украсть.
По словам дельтапланериста, с пожилого человека он не взял ни денег, ни "живой благодарности" - дедушка предлагал расплатиться на выбор любой козой. А вот местный фермер Заинди за два дня поисков (по два часа в день) своих лошадей заплатил Садулаеву десять тысяч рублей. До этого предприниматель самостоятельно искал животных две недели, но безрезультатно.
- Он понял, что с высоты проще обнаружить табун, чем на машине объезжать все окрестности, причем, неизвестно, в какую сторону ехать, - рассказывает Муса. - Искать было трудно, дул сильный ветер, аппарат кидало, но мы сумели обследовать огромную территорию. Поднимались на 50, 100 и даже 300 метров. Когда видели лошадей, снижались, проверяя, его они или нет. Возвращались, чтобы заправиться. В конце концов, выяснилось, что лошади Заинди забрели на территорию Дагестана. Гнал он их обратно уже сам на машине.
Недавно Садулаева просили поискать овец и даже верблюдов, которых держат в здешних степях на кошарах. Арифметика стоимости поисков и катаний на дельтаплане у Мусы проста. Минуту в воздухе на 95-м бензине он оценивает в 100 рублей, плюс его труд как пилота. Итого за час в небе надо выложить пять тысяч рублей. Деньги дельтапланерист берет только с обеспеченных людей, а все друзья, родственники и знакомые пользуются его услугами бесплатно. Поэтому сумму почти в миллион рублей, выложенную за летательный аппарат четыре года назад, фотограф оправдал только на десять процентов. Желающих покататься в этих местах немного - в окрестных селах народ не такой зажиточный, чтобы тратить деньги на развлечения, а состоятельные клиенты редко сюда заглядывают.
Когда Муса летит над деревенскими домами, ребятня задирает головы и с восторгом машет ему, а взрослые фотографируют на мобильные телефоны единственного на всю Чечню дельтапланериста.