Пьеса относится к числу вольных интерпретаций русской классики. На основе тургеневского романа "Отцы и дети" ирландец создал произведение, пронизанное болью и симпатией к России. При этом в пьесе немало комических и иронических моментов. Фрил изменяет место действия, вводит новых персонажей, придает неожиданные оттенки облику главных героев. В спектакле, как и в романе-первоисточнике, дело происходит в середине девятнадцатого века, накануне отмены крепостного права. В ней известные нам со школьной скамьи Евгений Базаров (необычный образ создал актер Дмитрий Блинков), его друг Аркадий Кирсанов (отметим отличную игру Петра Артемьева) все так же проповедуют нигилизм, попадают под власть женского и человеческого обаяния помещицы Анны Сергеевны. Симпатии драматурга - на стороне Базарова, человека-созидателя с его внутренней силой и обаянием. Что, впрочем, не исключает внутренних противоречий героя. Связь спектакля с современностью очевидна - эмоциональные порывы Базарова схожи с метаниями нынешних молодых людей.
В качестве режиссера-постановщика театр пригласил Алексея Янковского из Санкт-Петербурга. Его предыдущие работы в Камерном театре - "Парадоксы преступления" и "Чайка" - прекрасно известны челябинской публике. По мнению режиссера, проблема преемственности поколений - отцов и детей - является одной из важнейших для судьбы России. Особенно она обостряется в переходное, переломное время, в которое жил тургеневский герой, и в котором живут люди сегодня. В такие времена много говорят, предаются праздности, но мало делают. И сам дух отрицания, заложенный в Базарове, приобретает огромное позитивное значение. По словам Янковского, пьесу ирландского драматурга для челябинской премьеры выбрали не случайно:варящиеся в текущих событиях люди не всегда могут объективно оценить, что с нами на самом деле происходит. И тут полезен взгляд "со стороны".
Художник спектакля - Надежда Чехович, студентка факультета сценографии РАТИ (ГИТИС). Пространство оформлено ею по-юношески смело, строится на неожиданных столкновениях фактур и стилей. На сцене соседствуют живой пес и бутафорская курица, грохочущий сверкающий мотоцикл и баскетбольная корзина, дизайнерские стулья и оцинкованные тазы. А в финале на сцену высыпаются более сотни яиц.
Жанр спектакля синтетический: в нем есть и танцы, и музыка, и песни, и видеоряд на экране, который сменяется игрой теней, а по потолку "бежит" цветная подсветка. Одним словом, все очень необычно, и, по мнению некоторых зрителей, даже избыточно. Но таков режиссерский замысел, таков "тотальный Базаров".
Спектакль, длящийся более трех с половиной часов, сложен не только для актеров, но и для зрителей, которым предлагается не просто досидеть до конца, но и провести духовную работу - задуматься о том, правильно ли мы живем, и в чем заключается наша роль в обществе. В этом смысле Камерный театр верен себе и он не ищет легких путей к зрителю. Зато, как признавались многие из пришедших на спектакль, такого мощного эмоционального воздействия постановки они давно не испытывали.