- В 2004 году перед заселением осужденных мы отремонтировали здания бывшего АТП, направив на это свыше четырех миллионов рублей из федерального бюджета, - вспоминает бывший начальник УФСИН по Республике Алтай Олег Попов. - Чтобы обеспечить поселенцев работой, заключили договор с предпринимателем, который установил в цеху на территории КП N 3 деревообрабатывающее оборудование. Договор был обоюдовыгодный: мы трудоустроили более 50 осужденных, предприниматель получил рабочую силу. Но наладив производство, коммерсант стал требовать передать имущество бывшего АТП ему в собственность и, естественно, получил отказ. Потом я ушел на пенсию, а через год узнал, что правительство республики, несмотря на действующий договор с УФСИН, продало и здания, и землю.
Действительно, в сентябре 2006 года госимущество, которым пользовалась КП N 3, ушло с молотка некоему ООО. Новых владельцев обременение в виде колонии не смущало, ведь она давала им дешевую рабочую силу. А вот федеральная служба исполнения наказаний с незаконной приватизацией мириться не захотела и обратилась в Генпрокуратуру и в суд. Прокуроры нашли массу нарушений и при проведении аукциона, и при оценке имущества, и были просто шокированы тем, что частные лица вмешиваются в организацию отбывания наказания, а также имеют доступ к служебной информации.
В июне 2007 года незаконность приватизации имущества колонии подтвердил Арбитражный суд Республики Алтай, признав аукцион и сделку по его отчуждению недействительными. Однако это не помешало коммерческим структурам несколько раз перепродать землю и строения вместе с колонией.
За прошедшие годы незаконно приватизированное имущество так и не вернулось в республиканскую собственность. Не были наказаны и чиновники, с чьей легкой руки земля и здания вместе с колонией ушли с молотка. А Следственное управление республики трижды отказывалось возбуждать уголовное дело, не найдя состава преступления в действиях должностных лиц регионального министерства имущественных отношений.
Совсем скоро - 25 июня - у КП N 3 истекает срок безвозмездного пользования теперь уже частным имуществом. Все попытки республиканского управления ФСИН договориться о продлении договора на аренду хотя бы части помещений не увенчались успехом...