18.05.2014 23:42
    Поделиться

    Авиаторы МВД в 2013 году помогли вернуть в казну 732 миллиона рублей

    В составе МВД России - около сотни летательных аппаратов
    Авиаторы МВД в прошлом году помогли вернуть в российскую казну 732 миллиона рублей. Также с помощью Авиационного отряда специального назначения Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России (АОСН "Ястреб" ЦСН СР МВД России) были раскрыты 453 преступления, обнаружено 277 единиц оружия, 42,5 тысячи единиц боеприпасов, 60 кг наркотических средств, 295 находящихся в розыске людей, из них 12 детей, заблудившихся в лесу. Обеспечено проведение 825 специальных операций. Воздушными судами перевезено более 21,7 тысячи сотрудников ОВД, выполнено 32 санитарных рейса, доставлено 49 раненых в медицинские учреждения для реабилитации, а также перевезено 166 тонн грузов.

    Как сообщили "РГ" в МВД России, главная ударная сила АОСН - легкие многофункциональные вертолеты AS-355 Ecureuil производства французского авиастроительного концерна Eurocopter. Максимальная высота полета - 6 км, скорость - 250 км/ч.

    Важнейшее требование для полицейского вертолета - маневренность. Несмотря на то, что в городской застройке вертолету приходится летать нечасто, а основное поле его деятельности - большие открытые пространства, пусть и в черте города, но все-таки ему приходится маневрировать с малыми углами разворота и резко взмывать в небо и также стремительно опускаться. AS-355 для таких маневров подходит. Еще одно неоспоримое преимущество этой машины - вес и габариты. Благодаря скромным размерам вертолет может приземлиться на пятачок диаметром не более 30 метров и при этом сесть практически на любую площадку, в том числе на крыши высотных зданий. Машина способна работать и в горах.

    Одно из самых важных и ответственных направлений в работе авиаотряда - взаимодействие с подразделениями спецназа. В первую очередь с СОБРом "Рысь" и ОМОНом "Зубр". Здесь основная задача полицейской авиации - транспортировка боевой группы к месту проведения спецоперации. Вертолет может взять на борт до 4 сотрудников с оружием и в полном снаряжении. Спецназовцы могут находиться не только внутри вертолета, но и снаружи.

    Десантирование производится любым из существующих способов: после посадки машины или в режиме зависания над землей, по фалу или с использованием альпинистского снаряжения - вертолет для этого оборудуют всем необходимым.

    Помимо десантных функций, вертолет прикрывает группы с воздуха - на десантной платформе могут размещаться бойцы, вооруженные любым видом стрелкового оружия, вплоть до ручного пулемета. С вертолета можно вести не только огонь на подавление, но и точную стрельбу из снайперской винтовки.

    Помимо транспортно-боевых функций вертолет выполняет разведывательные задачи с использованием специального оборудования. Именно так работали авиаторы, когда вели наблюдение за лжеомоновцами, совершавшими разбойные нападения на развлекательные заведения. При помощи приборов ночного видения летчики вели наблюдение за преступниками с большой дистанции. В момент, когда бандиты направились на очередной разбой, пилот вертолета передал информацию наземной группе захвата, которая находилась в засаде. Спецназовцы провели молниеносный захват, задержав бандитов на месте преступления.

    Помимо вертолетов, в боевых операциях могут применяться менее габаритные машины, состоящие на вооружении "Ястреба" - беспилотные летательные аппараты (БПЛА) как вертолетного, так и самолетного типа. У каждого - свои преимущества и задачи. БПЛА самолетного типа развивают большую скорость и могут летать на дистанции до 50 километров, при этом с расстояния до 25 километров беспилотный "малыш" может осуществлять трансляцию видеокартинки на базу, а автономную съемку он может вести, находясь на удалении до 50 километров от оператора. При потере сигнала беспилотник самостоятельно возвращается на базу. БПЛА вертолетного типа имеют более скромные характеристики скорости и дальности полета, но зато могут зависать в воздухе, непрерывно контролируя определенный участок местности или объект, интересующий правоохранительные органы.

    Несмотря на то, что "Ястреб" входит в структуру спецназа, подразделение может привлекаться для решения задач любого подразделения МВД, которому необходима помощь специальной авиации, будь то ППС, ГИБДД или уголовный розыск. В основном авиаторы ведут разведку, рекогносцировку, патрулирование, поисковые мероприятия, наблюдение, преследование. Благодаря мощной оптике, установленной на вертолете, его пилот становится поистине всевидящим. Сложная аппаратура помещается в отдельном навесном блоке. На авиационном сленге это устройство зовется "голова". Внутри такой "головы" размещаются камеры всех типов: дневные, ночные, тепловизионные. С высоты 150-200 метров оператор может рассмотреть номер автомобиля. Точно определить марку и модель транспортного средства можно с высоты 1000 метров. Ночью при помощи тепловизора можно с расстояния 4-5 километров засечь человека, автомобиль можно "рассмотреть" и вовсе с 6-8 километров.

    Часто отряд "Ястреб" присутствует при проведении различных массовых мероприятий. Помимо видео- и фотозаписи и передачи на землю пилот вертолета может координировать действия наземных подразделений. Например, на одном из футбольных матчей авиаспецназ помог выследить негодяев, которые, укрывшись на крыше одного из зданий, закидывали наземные подразделения полиции камнями. С земли полицейские не могли точно определить местоположение хулиганов, а вот с вертолета они просматривались как на ладони.

    Отряд постоянно находится в готовности "номер 2" - это значит, что при поступлении приказа вертолет должен быть в небе уже через 20 минут.

    Довольно часто отряд привлекается для обеспечения безопасности крупных государственных и международных мероприятий. Так, например, вертолетчики работали во время проведения саммита G8 в Санкт-Петербурге. Именно пилотам "Ястреба" доверили обеспечивать воздушную съемку мероприятий, связанных с выборами и инаугурацией президента России.

    Требования к пилотам очень строгие, можно сказать - суровые. Укомплектованность летным составом составляет 80 процентов, то есть чувствуется дефицит опытных специалистов. В отряд приходят сотрудники с богатейшим опытом работы, как правило, не менее 15 - 20 лет. У всех летчиков за плечами служба либо в авиации минобороны, либо внутренних войск. Обязательное условие - летный класс не ниже второго и опыт полетов над Москвой и Московской областью в условиях городской застройки. Возраст кандидата на летную должность не должен превышать 45 лет. Предельный возраст, до которого сотрудник может служить на должности пилота, определяется сугубо индивидуально.

    Справка "РГ"

    Первые авиационные подразделения МВД появились в России в конце 1990-х. Они находились в подчинении территориальных органов внутренних дел. В 2002 году в структуре службы тыла МВД России создан отдел по организации деятельности авиации органов внутренних дел (ООДА ОВД). В 2003 году его реорганизовали в Центр авиации МВД России, который объединил около 10 отрядов милицейской авиации.

    Центр обеспечивал всестороннюю методическую, организационную и практическую помощь всем этим подразделениям. В 2012 году авиаотряду присвоили наименование "Ястреб".

    Поделиться