Напомним, что паром, следовавший по маршруту Инчхон - Чечжу, затонул утром 16 апреля недалеко от юго-западного побережья Корейского полуострова в уезде Чиндо. На борту находились 476 человек, включая пассажиров и членов экипажа. Большинство из находившихся на судне были школьниками старших классов из города Ансан (школа Танвон). Среди них был и один россиянин - 16-летний Серков Вячеслав Николаевич. По предварительным данным, причиной крушения стал слишком резкий маневр судна, что привело к крену, подвижкам груза и "завалу" на борт, опрокидыванию и затоплению. "Севоль" сейчас находится на глубине 37 метров. Подтверждена гибель уже 286 человек, еще 18 числятся пропавшими без вести. Количество спасенных остается неизменным с первого дня крушения - 172 человека.
Многие ожидали серьезных перестановок и реформ после трагедии с "Севолем", однако мало кто предполагал, что дело дойдет до ликвидации целых ведомств. Сегодня в 9 часов утра президент Южной Кореи Пак Кын Хе сделала специальное обращение к нации. Одним из самых заметных шагов, на которые решила пойти лидер страны, стала полная ликвидация одного их крупнейших ведомств страны, которое просуществовало более 60 лет - Службы береговой охраны (СБО) Республики Корея.
"В инциденте с судном "Севоль" Служба береговой охраны не смогла выполнить свои функции. Если бы сразу после происшествия СБО быстро отреагировала, то можно было бы избежать больших жертв. СБО фактически полностью провалила всю спасательную операцию", - заявила Пак, после чего стало ясно, что дела этого ведомства теперь плохи. Дальнейшие слова президента Кореи только подтвердили эти предположения. Подчеркнув, что СБО за последние годы смогла только "раздуть свой штат и бюджет", не сумев при этом обеспечить возможности по спасению на море, Пак заявила: "Если эти проблемы оставить, то нас ждет еще одна трагедия. Я много думала, но в итоге решила расформировать Службу береговой охраны".
Отныне функции СБО по расследованию и сбору информации передаются обычной полиции, которая скорее всего сформирует свой отдельный "морской" департамент, а работами по спасению на море будет заниматься уже вновь создаваемое в правительстве отдельное Государственное агентство по безопасности и спасению (ГАБС) Кореи.
Эти решения вызвали у сотрудников СБО шок. "Мы ожидали серьезных реформ, но чтобы ликвидировать… Не знаю даже что и сказать. Не понятно, чем сотрудники теперь будут заниматься", - заявил один из офицеров СБО журналистам.
Хотя дело не дошло до формальной ликвидации, но очень сильно сокращены полномочия и двух других ведомств, которые напрямую отвечают за выявленные "Севолем" многочисленные проблемы в сфере морского транспорта и безопасности. Так, министерство государственного управления и безопасности также фактически расформировано. Все функции по спасению передаются в ГАБС, по кадровым вопросам - в Службу по административному реформированию в аппарате премьер-министра. От некогда могущественного мингосуправления и безопасности останется только название и работа, связанная непосредственно с администрированием.
Сильно досталось и министерству морских дел и рыболовству, которое контролировало Службу береговой охраны. Оно также передает ГАБС функции по управлению морским транспортом, а само займется лишь именно отраслью рыбной ловли и развития этой сферы.
В результате, как очевидно, в Южной Корее появляется новое "суперведомство", которое по своему функционалу и полномочиям напоминает МЧС России - это Государственное агентство по безопасности и спасению. Отныне оно будет отвечать за реагирование на различные катастрофы, ликвидацию последствий бедствий, а также обеспечение "технической и бытовой" безопасности в самых различных сферах жизни.
Пак Кын Хе, чтобы успокоить общественность, которая стала подозревать правительство в сокрытии информации по трагедии, предложила парламентариям выработать и принять специальный закон по "Севолю". Этот документ, по замыслу лидера, должен предусматривать формирование комиссии по расследованию трагедию. В комиссию должны войти представители правящей партии, оппозиции, общественные деятели, независимые эксперты.
Президент также пообещала искоренить все порочные практики "неформальных отношений" между госслужащими и бизнесом, что, как считается, стало одной из причин многочисленных нарушений.
В очередной раз, но уже в гораздо более эмоциональной и искренней манере Пак Кын Хе озвучила свои извинения народу, а также родным и близким погибших. Лидер даже заплакала, зачитывая имена тех учителей, учеников и членов экипажа, кто погиб, спасая других пассажиров. "Это наши настоящие герои", - подчеркнула Пак с заплаканными глазами.
Она также признала и свою личную ответственность за трагедию. "Как президент, который отвечает за жизни людей и их безопасность, я приношу искренние извинения всем тем, кто пострадал. Конечная ответственность за отсутствие должной реакции на инцидент лежит на мне", - заявила Пак КынХе.
"Крушение "Севоля" останется в истории нашей нации как рана, которой будет очень трудно зажить. Но если мы создадим действительно безопасную Корею, то этот инцидент может ознаменовать и начало новой истории. Я считаю, что на нас лежит большая ответственность выполнить эту задачу", - подчеркнула Пак Кын Хе, завершая свое обращение к нации.
Справка "РГ"
Служба береговой охраны (СБО) Республики Корея была создана в декабре 1953 г. Со временем существенно расширила свои функции и полномочия до безопасности в сфере морского транспорта, спасения, борьбе с загрязнением моря и пр. До сих пор состояло из 4 главных управлений - Восточного, Западного, Южного и острова Чечжу, 17 региональных управлений, Академии СБО в Ёсу и Агентству по обслуживанию судов и техники в Пусане. Общее количество сотрудников составляет около 11 600 человек, бюджет - 1 триллион 100 млрд. вон (ок. 1,1 млрд. долл.). Исходя из количества сотрудников и бюджета, является четвертой крупнейшей государственной структурой среди всех министерств и ведомств страны. 19 мая 2014 г. президент Южной Кореи Пак Кын Хе заявила о расформировании СБО в связи с провалом при организации спасательной операции на "Севоле". Функции и техника СБО будут переданы Агентству национальной полиции и Государственному агентству по безопасности и спасению.