За 19 лет авиация МЧС приняла участие почти в 400 спасательных операциях

Авиация МЧС России отметила в мае этого года 19-ю годовщину со дня образования. За это время авиаторы "чрезвычайного ведомства" приняли участие почти в 400 спасательных и гуманитарных акциях международного, российского и регионального характера.

Местом базирования созданного в 1995 году Федерального государственного унитарного предприятия МЧС России (ФГУАП) был определен аэродром Раменское Летно-исследовательского института имени М.М. Громова в городе Жуковском. Здесь же базировался и отряд спасателей. Такое кучное размещение отряда, его техники и авиации позволило обеспечить трехчасовую готовность к вылету по тревоге в любую точку мира.

Авиация министерства сегодня насчитывает более 70 судов: 51 вертолет и 20 самолетов. Этот парк позволяет создавать авиационную группировку для пожаротушения, спасения людей в труднодоступных местах и на воде, ведения инженерной, радиационной и химической разведок, оказывать экстренную медицинскую помощь в крупных мегаполисах и т.д.

Разработана и успешно прошла предварительные испытания подвесная корзина для транспортировки до 10 человек на внешней подвеске вертолета Ми-8, а также вертолетная система взрывного дробления ледовых заторов.

В мае 2001 года случилось ужасное наводнение в Ленске (Якутия), уровень воды в реке Лене повышался с невероятной быстротой. 98 процентов города было затоплено. Самолеты МЧС России Ил-76 обеспечили доставку техники и отрядов спасателей "Центроспаса", Центра "Лидер", медиков ВЦМК "Защита" к месту катастрофы. Спасатели трудились круглосуточно. Снимая жителей с крыш домов, они отправляли их в безопасные места. Было эвакуировали около 23 тысячи человек. Вертолетчики МЧС перевезли 277 нетранспортабельных больных из центральной городской больницы в город Мирный. На вертолетах к местам ледяных заторов на реке доставлялись саперы со взрывчаткой. В результате наводнения в течение двух суток в округе не осталось ни одной посадочной площадки. Тогда вертолетчики стали использовать под них крыши недостроенных зданий.

Незаменима авиация МЧС и при тушении лесных и промышленных пожаров. Здесь используются водосливные устройства емкостью 5 и 15 тонн, которые крепятся к Ми-8 и Ми-26.

Так, к примеру, по состоянию на 13 мая в Забайкальском крае продолжается стабилизация лесопожарной обстановки. Только за сутки 11 мая вертолеты Ми-8 МЧС сбросили более 65 тонн воды в очаги возгораний. Воздушные суда министерства также используются для проведения авиаразведки.

Многочисленные задачи выполняют и вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т, которые не требуют специальных аэродромов и могут обслуживать труднодоступные территории. Они доставляют в города и поселки страны все необходимое для нормальной жизни людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, выполняют поисково-спасательные работы, ведут патрулирование лесных массивов и торфяников, участвуют в тушении крупных лесных пожаров, гуманитарных и эвакуационных операциях и т.д.

Авиация МЧС России часто работает и за рубежом. Так, правительство Франции в 2003 году обратилось с просьбой об оказании помощи в тушении лесных пожаров, продолжающихся на юге страны. Тогда вертолеты МЧС совершили более 50 вылетов, сбросив на горящие леса тысячи тонн воды. Весь личный состав авиагруппы был награжден медалями "За отвагу на пожаре".

В 2010 году авиация МЧС России помогала тушить пожары на юге Европы.

На дежурство в Сербии тогда заступили и продолжают нести вахту два самолета Ил-76 и многоцелевой самолет-амфибия Бе-200, оборудованные специальными водовыливными устройствами, а также вертолет Ми-26.

С этого года, кстати, авиация МЧС России будет охранять и тех, кто решит летом отправиться в Крым. Вертолет Ми-8 уже заступил на дежурство. Винтокрылая машина будет привлекаться для экстренного реагирования на возможные ЧС на территории полуострова, а также для доставки при необходимости оперативных групп, спасателей, техники, оборудования и грузов. По словам главы ведомства Владимира Пучкова, на территории Крымского федерального округа МЧС России уже сформировало все необходимые органы управления, началось плановое переоснащение и повышение готовности всех пожарно-спасательных подразделений. Будет привлечена и авиация.

Недавно спасатели на Сахалине, где отработали навыки беспарашютного десантирования (по тросу) с борта Ми-8 с 30-метровой высоты на ограниченную площадку. Как рассказал "РГ" руководитель тренировок - спасатель поисково-спасательного отряда имени Полякова Главного управления МЧС России по Сахалинской области Тарас Лавров, такие учения проводятся ежемесячно круглый год. Ведь если случится несчастье, людей придется спасать в любых сложных условиях, где не сможет приземлиться вертолет и добраться наземный транспорт. Например: с крыши горящего здания, в непроходимой местности, с борта тонущего судна, с оторвавшейся от берега льдины.

- Наши специалисты отрабатывают и закрепляют навыки десантирования на любые поверхности. Сегодня они провели ознакомительный спуск, затем спуск на ограниченную площадку и спуск с грузом. В этом году мы уже выручили более 30 рыбаков-любителей, которых на льдине уносило в открытое море, - сообщил Тарас Лавров.

В столичном регионе вертолеты МЧС приступили к облету территории для контроля пожарной обстановки. В этом сотрудникам Московского авиацентра помогает авиатехника с тепловизорами. Установка позволяет улавливать тепловое излучение через препятствия: кроны деревьев, дым и туман. Методика инфракрасной аэросъемки применяется для поиска людей, терпящих бедствие на воде, обнаружения лесных и торфяных пожаров. Помимо мониторинга пожарной обстановки с вертолета можно обследовать и паводковую ситуацию.

Внешне тепловизор напоминает шар с кинокамерой и зумом. Он закреплен на гироплатформе и оборудован лазерным дальномером для измерения расстояния до объектов. "Тепловизорный режим позволяет видеть объекты по интенсивности цвета изображения на компьютере, где выше температура - там затемнения, где ниже - светлее", - рассказал "РГ" о технической новинке Московского авиационного центра заместитель директора по организации летной работы - начальник управления летной службы Андрей Шишкин.

Тепловизорные приборы применяют также на дорожных и техногенных авариях. "Зависнув" в районе чрезвычайной ситуации, летчики столичного МЧС могут передавать картинку с места происшествия в режиме реального времени, где будет виден характер разрушения, масштабность происшествия, а прежде всего отдаленность пострадавших от спасательных сил.

Максимальное расстояние удаления измерительного комплекса составляет 10 километров, что позволяет обследовать все высотные объекты - небоскребы и даже воздушные линии электропередач. С помощью инфракрасной камеры можно вести мониторинг повреждений линий электропередач и прорывов на теплотрассах.

Теперь весь летный состав Московского авиационного центра проходит обучение по работе с тепловизорами, и в скором времени вертолеты с инфракрасными камерами будут направлены в первые "боевые" полеты.

Ежегодно авиация МЧС России принимает участие в совместных международных учениях, при проведении которых на практике отрабатывается взаимодействие с наземными, воздушными и морскими поисково-спасательными службами разных стран. Работа наших специалистов всегда получает высокие оценки иностранных наблюдателей.

Материал подготовлен при содействии Управления организации информирования населения МЧС России