Все опрошенные эксперты подтвердили: период с мая по август является очень напряженным для владельцев фитнес-сетей и отдельных спортклубов. "Летний сезон связан с началом глобальных отпусков. В августе - максимальный спад активности клиентов. Но эта тенденция наблюдается не только у фитнес-клубов, но и у большинства спортивно-развлекательных заведений мегаполиса", - говорит Лиана Эристави, управляющий Wellness Club NEBO.
В целом способов стимулирования активности клиентов у менеджеров спортклубов два. Во-первых, они начинают максимально снижать цены на клубные карты, во-вторых, дарить услуги - персональные тренировки, скидки на походы в SPA, бесплатные гостевые визиты. По словам экспертов, на абонементе в спортклуб летом можно сэкономить до 35% от его базовой стоимости. Кроме того, есть отдельный пласт фитнес-центров, который в течение года не работает с краткосрочными членскими картами. Это отсекает часть клиентов, которые не могут себе позволить выложить крупную сумму за годовой абонемент. В летнее время даже заведения с такой ценовой политикой "снисходят" до месячных и разовых абонементов. "Это самый привлекательный сезон с точки зрения приобретения абонемента в фитнес-клуб. Скидки могут достигать 25% от базовой стоимости. Кроме того, у клиентов появляется возможность приобрести краткосрочные абонементы с ограниченным количеством визитов, которые в обычный сезон приобрести нельзя. Помимо специальных, выгодных предложений на покупку клубной карты, летом происходит обновление интерьеров клуба, оборудования и инвентаря, что обеспечивает возможность тренироваться с максимальным комфортом", - говорит Алексей Ковалев, президент холдинга Alex Fitness.
Топ-менеджеры некоторых фитнес-заведений, испытав все материальные способы привлечения клиентов в низкий сезон, начинают использовать возможности нематериальной мотивации. "Мы организуем массовые тематические мероприятия для клиентов. Летом более активно используем площадку клуба под съемки и фотосъемки. Наш клуб позиционируется как заведение для семейного отдыха, и в выходные клиенты могут приходить со своими детьми, ничего не доплачивая", - говорит Лиана Эристави.
Средняя стоимость готовой карты в Москве в залах нижнего ценового сегмента - 30 тысяч рублей. В центрах среднего сегмента - 40-60 тысяч рублей, годовое членство в клубе премиум-класса можно приобрести минимум за 60 тысяч рублей.
По данным компании NeoAnalytics, на Москву приходится половина объема российского рынка фитнес-услуг. В Санкт-Петербурге - 15% всех клубов страны. И только 35% фитнес-центров сосредоточены в остальных регионах России. Наш рынок фитнес-услуг начал развиваться именно с сегмента премиум-класса, а затем началось развитие среднего и экономкласса. Рентабельность фитнес-клубов в премиум-сегменте достигает сегодня 25%, в эконом-сегменте - около 15%. На клубы премиум-класса приходится около 72% оборота московского рынка фитнеса.
Проблем у нижнего и среднего сегментов клубов больше всего. Этой категории бизнеса приходится работать с людьми, которым неинтересны длинные абонементы из-за их цены, у них меньше времени и возможностей для посещения спортклуба. Эти центры используют еще один прием при подготовке к лету: руководство заведения заранее старается продать абонементов большему количеству людей, чем может вместить фитнес-центр. Матвей Макаренков успел поработать во многих фитнес-заведениях Москвы и знает, что по статистике 15-25% покупателей длинных членских карт бросают заниматься через пару месяцев. "На это и делают ставки недорогие клубы. Но бывает, что расчеты подводят, и тогда клиенты испытывают большие неудобства, связанные с перенаполненностью раздевалок и залов", - рассказал он.
В среднем клуб экономкласса окупается за два года. "Многие разоряются из-за "экономии на спичках" и непонимания, как правильно вложить деньги. Люди экономят на оборудовании, не понимая, что в дальнейшем это принесет проблемы. Они не могут оценить сочетание "цена-качество", надежность, биомеханику тренажеров, верно выбрать место для клуба", - говорит Матвей Макаренков. Серьезной проблемой для эконом-сегмента является текучка кадров, в частности фитнес-тренеров.
Президент X-Fit Group Георгий Летунов считает, что неустойчивое положение фитнес-центров нижнего ценового сегмента связано с отсутствием поддержки со стороны государства: "В ряде европейских стран фитнес-клубы освобождены от уплаты многих видов налогов, там существуют государственные программы по популяризации занятий не просто спортом, а именно фитнесом. В России акцента на фитнес пока нет. Нужна государственная программа продвижения и популяризации фитнеса как доступного способа сохранить и укрепить здоровье". С этим согласен и Алексей Ковалев: "Сегодня государство делает акцент на детско-юношеском спорте, а также на спорте высоких достижений. Сегмент фитнес-услуг, на долю которого приходится основной процент взрослого населения, остается в тени. Удачным примером является практика британских властей: они дают дополнительные налоговые вычеты компаниям, предоставляющим бесплатные абонементы в фитнес-клубы для своих сотрудников".
Сейчас фитнес-индустрия интенсивно развивается во всем мире. Россия по темпам роста фитнес-услуг опережает многие страны. Отечественный рынок фитнеса растет на 20-30% в год. В США 18% населения занимается фитнесом, в Нидерландах - 15,5%, в Германии - 8,5%, в Великобритании - 6%. В России - 3% (около 4,3 млн человек).