"Де-факто лоббизм в России уже существует. Есть департаменты по связям с госорганами, сотрудники которых отстаивают интересы своей организации в кабинетах чиновников. В этом заинтересованы коммерческие компании, ассоциации, отраслевые и общероссийские бизнес-объединения. Существуют лоббистские фирмы, которые на коммерческой основе представляют интересы своих заказчиков в органах госвласти.
Есть ассоциация, которая объединяет специалистов по связям с госорганами", - говорит Павел Толстых, руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. По оценкам портала Lobbying.ru, в России трудится несколько тысяч специалистов по связям с госорганами. Сейчас они находятся в теневом поле. Законодательное закрепление института лоббизма позволит им работать открыто и обнародовать информацию о своей деятельности.
"Сфера взаимодействия с госорганами сейчас непрозрачна. Мы не знаем, сколько тратят крупные компании на лоббизм своих интересов. Когда речь заходит о регулировании лоббистской деятельности или ее легализации, чаще всего предлагается создать закон, который позволит эту деятельность регламентировать. Он установит такие правила, при которых всем профессиональным лоббистам нужно будет зарегистрироваться при том органе власти, при котором они работают, указать информацию о себе и отчитываться о заказчиках и финансах, которые они получают на продвижение интересов компании в госорганах", - рассказывает Толстых.
Официальное признание их деятельности заставит лоббистов придерживаться некоторой дисциплины. "В европейской и американской практике правила, по которым можно влиять на принятие решений госорганами, отрегулированы, понятны и прозрачны. У нас таких правил нет. И многие действуют на свой страх и риск без правил. И если будет внесена какая-то упорядоченная система, это пойдет только на пользу", - считает член Совета Московского отделения "ОПОРЫ России" Сергей Чеботарев.