Каждый четвертый россиянин скучает по прежней работе

Более трети сотрудников российских компаний (35%) мечтают вернуться на прежнее место работы, выяснили специалисты исследовательского центра портала Работа@Mail.Ru. Чаще всего в их памяти откладываются приятные воспоминания о бывших коллегах (62%), а также о самой работе (функциях и обязанностях) - 57%. Дружелюбную атмосферу в коллективе с теплотой вспоминает почти половина (45%) уволившихся работников.

Почти треть бывших сотрудников среди положительных воспоминаний о прошлой работе назвали зарплату (29%), 23% опрошенных - начальство. Каждый десятый с тоской вспоминает корпоративы, а 13% - премии. Лишь у 7% работников нет никаких позитивных воспоминаний о прошлом месте деятельности.

Как бы то ни было, вернуться решают далеко не все. "Не думаю, что там что-то изменилось", - вздыхает четверть опрошенных, а каждый пятый просто уверен, что работодатель откажется снова принять его на работу. Однако сами работодатели не столь категоричны.

- В практике нашей компании есть примеры, когда бывшие сотрудники возвращались к нам на работу, - рассказал "РГБ" Алексей Кичатов, генеральный директор City Express. - И не просто возвращались, но и занимали при этом более высокие посты, нежели те, с которых уходили. Здесь все зависит от профессиональных качеств сотрудника. Если человек в свое время по каким-то причинам ушел из компании, но сделал это без скандалов, по-хорошему, и оставил хорошую репутацию, то мы всегда готовы принять такого человека обратно. Это нормальная практика, и ничего плохого в ней нет.

- Часто причинами возвращения сотрудников на места их прежней работы являются материальное вознаграждение, корпоративная культура, психологический климат. Бывает так, что сотрудник в стремлении к новой должности, большей зарплате на какое-то время забывает или даже жертвует уровнем комфортности работы, психологическим климатом. Однако если адаптация работника на новом месте идет не очень успешно, мысли о правильности ранее принятого решения о смене работодателя приходят в голову достаточно часто, - отмечает Станислав Болтман, руководитель направления HR юридической фирмы "Муранов, Черняков и партнеры".

Если сотрудник принял решение вернуться и тщательно это обдумал (взвесил все за и против), возврат позитивно скажется на его дальнейшей мотивации к труду, полагает менеджмент многих американских и европейских компаний. Компания же получает сотрудника, который не нуждается в длительной адаптации, знает многие корпоративные правила и процедуры, способен привнести что-то новое, рациональное. Работник, в свою очередь, может рассчитывать на желаемое вознаграждение (часто большее, чем получал раньше), знакомую корпоративную культуру, психологический климат.

- За последний год к нам вернулись четыре прежних сотрудника. Причины возвращения у всех были разные: кто-то пробовал работать самостоятельно, но коллективная работа оказалась более эффективной, а проекты фирмы интереснее; кто-то пробовал свои силы в международных компаниях, но не смог полностью разделить их корпоративные ценности; кто-то не смог адаптироваться в новом коллективе и испытывал определенную ностальгию по коллегам; кто-то вернулся, чтобы реализовать свой потенциал на более высокой должности, - называет основные причины возвратов Станислав Болтман.

Конечно, вопрос возвращения решается индивидуально с каждым сотрудником и далеко не всегда он решается в пользу возобновления отношений. Главными факторами являются такие моменты, как то: с каким настроем сотрудник уходил, как передавал дела, оставил ли он фирму в период, когда от его помощи зависела судьба рабочего проекта, поддерживал ли неформальные отношения с сотрудниками после ухода.