Рынок мобильных приложений станет один из самых прибыльных

Активный рост рынка мобильных устройств способствует росту другого молодого рынка - мобильных приложений. В ближайшие годы этот сегмент обещает стать одним из наиболее прибыльных и привлекательных для инвесторов. Согласно докладу Еврокомиссии, рынок мобильных приложений в Евросоюзе к 2018 году вырастет в три раза - до 18,7 млрд евро против 6,1 млрд евро в 2013 году.

Несмотря на то что Россия пока отстает от Европы, по мнению экспертов, у нас есть потенциал для роста. По оценке аналитической компании J son & Partners Consulting, объем рынка мобильных приложений в России в 2013 году составил 246 млн долларов (180 млн евро).

По данным исследования, более 50% пользователей планшетов и смартфонов ежедневно используют видеоприложения, минимум один раз в день выходят в Интернет, ежедневно играют в мобильные игры и не против рекламы в смартфоне, если за нее они получат вознаграждение. Аналитики утверждают, что 40% пользователей мобильного Интернета скорее откажутся от телевизора, чем от смартфона.

"Рост рынка мобильных приложений в России является одним из наиболее значительных среди крупных мировых рынков. Главная тенденция - пользователей интересует все более качественный продукт. Теперь для успеха приложения уже недостаточно одной лишь хорошей идеи. Пользователю обязательно нужна удобная и красивая реализация, иначе продукт попросту не будет востребован и его место быстро займут конкуренты", - рассказал "РГБ" руководитель департамента мобильной разработки компании Artezio Игорь Есипович.

А конкуренция на рынке становится все острее. "За последние 6 лет число разработчиков приложений выросло более чем в 10 раз. Сейчас почти на каждую идею приложения можно найти несколько аналогов и конкурентов в App Store и Google Play. Даже когда появляется что-то принципиально новое, то очень быстро возникают его клоны, тем самым создавая конкуренцию, - объяснил Игорь Есипович. - Я не говорю о бизнес-решениях - для них не появляются клоны просто потому, что такие решения обычно делаются исключительно "на заказ". Но это не отменяет конкуренции и в этом сегменте. Правда, здесь уже идет конкуренция не между продуктами, а между их разработчиками".

Ощутимо выросло количество и качество приложений под Android, который уже стал серьезным конкурентом iOS. "Microsoft по-прежнему пытается закрепиться на рынке, но его доля пока не существенна: около 5-7% и едва ли значительно вырастет в ближайшем будущем, - отметил руководитель проектов компании "Норбит" Тимур Абдукаров. - Основная борьба идет между iOS и Android. Причем последний активно отвоевывает свои позиции на рынке - количество продаж мобильных устройств на обеих платформах за последние годы сопоставимо".

С точки зрения разработчиков, iOS и Android представляют собой два диаметрально противоположных подхода к программной организации платформ. "В отличие от iOS платформа Android - открытая система, частичный доступ к исходному коду которой дает ей ряд преимуществ. Во-первых, он помогает выиграть в качестве и скорости исправления текущих ошибок. Во-вторых, позволяет популяризировать систему за счет возможности создания собственных решений на ее основе", - объяснил Тимур Абдукаров.

Самой быстроразвивающейся категорией приложений, по мнению экспертов, сейчас являются мессенджеры, привлекающие все большее количество пользователей. Ежедневное количество сообщений, отправляемых в приложении WhatsApp, сейчас значительно превышает количество SMS. В России по числу закачек (без учета игр) в 2013 г. из магазинов App Store и Google Play первое место занимает мобильное приложение соцсети "ВКонтакте". На 5-м месте в топе оказалось приложение соцсети "Одноклассники". Facebook в нашей стране, по данным App Annie, вообще не вошел в Топ-10 наиболее популярных мобильных приложений. Следом за "ВКонтакте" по количеству закачек идут Skype и Dr.Web Anti-virus, также популярны мессенджеры WhatsApp и Viber. Интересен тот факт, что в десятку наиболее популярных приложений вошли мобильные карты 2ГИС от одноименного разработчика из Новосибирска, обогнав известные аналоги от Google и "Яндекс".

"Одной из наиболее заметных тенденций на рынке мобильных приложений является рост интереса к теме здоровья, фитнеса и активного образа жизни. Создаются приложения совершенно различной степени сложности и с разным функционалом. Например, приложение Vital Signs Camera, доступное для для iPhone и iPad, дистанционно с помощью передней камеры меряет пульс и частоту дыхания и выводит все данные на экран. За первые две недели с момента запуска оно стало приложением номер один в категории "Здоровье" в App Store более чем в 70 странах, - рассказал руководитель направления медицинской информатики сектора Philips "Здравоохранение" в России и СНГ Роман Сабиров. - Популярностью пользуются как приложения для широкой аудитории пользователей, так и специализированные - для врачей. Для скачивания в различных каталогах доступны более 97 тыс. таких программ. Около 30% рассчитаны на использование медицинскими специалистами, остальные 70% - пациентами. Ожидается, что в 2016 г. число загрузок "медицинских" приложений составит около 142 млн".

Интересы пользователей меняются, но их общее число растет, то есть фактически растет спрос, а вместе с ним и предложение. Постоянно появляются новые идеи, порождая предложения, а уже реализованные приложения постоянно улучшаются в борьбе за прибыль и новых пользователей. Кроме того, постоянное обновление мобильных платформ также позволяет создавать приложения с более сложным функционалом и заставляет выпускать все новые версии.