Новости

20.05.2014 00:49
Рубрика: Власть

Важнейшая проблема экономической политики

Лишь четыре региона смогли сами обеспечить свои расходы
Оптимизация экономических отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципалитетами в нынешних условиях приобретает особую значимость. От регионов во многом зависит обеспечить крайне важный рост экономики, давайте говорить прямо, ее выход из рецессии.

Без возрастающей экономической роли регионов не обойтись в необходимой реиндустриализации, развитии на инновационной основе машиностроения. Регионы должны обеспечить приемлемый уровень занятости, особенно в моногородах. В общем и целом от регионов зависит успех требуемых перемен в структуре нашей экономики, перевод ее на инновационные рельсы.

Роль наших регионов возрастает в результате событий, связанных с кризисом на Украине. С одной стороны, необходима мобилизация всех имеющихся ресурсов, включая акцент на импортозамещении, для противостояния экономическим санкциям. С другой - нужно извлекать уроки из украинских событий для нашего федерального развития. Еще контрастнее выглядит необходимость неразрывной связи между назревшей экономической децентрализацией и укреплением роли федерального центра, скрепляющего страну в единое целое. Речь идет прежде всего о принятии экономических решений на основе баланса интересов центра и периферии.

Нынешнее экономическое состояние большинства субъектов Российской Федерации вызывает тревогу. За последние восемь лет в России вдвое сократилось число регионов-доноров. Не менее опасна и другая тенденция - резкий рост дефицита бюджетов субъектов Федерации. По итогам 2013 года он достиг 642 миллиардов рублей, что в 3,3 раза превысило прогнозы министерства финансов.

Экономическое положение преобладающего числа регионов и муниципалитетов ухудшается. Если передаются определенные функции регионам, то необходимо адекватное финансирование, а его пока нет. Особенно болезненно для регионов сказалась ситуация, когда из центра на их плечи переложили исполнение социальной программы, изложенной в майских указах президента, переведя им явно недостаточные для этого финансовые средства. В результате многие регионы и муниципалитеты погружаются в пучину растущей кредитной задолженности. Такой рост долгов отнюдь не отражает развитие регионов, как представляют некоторые наши руководители. Полученные кредиты идут не на инвестиции, и, следовательно, не на развитие, а, как правило, за счет инвестиций на покрытие обязательств, спущенных из правительства. Между тем в 2014 году регионы должны погасить более 430 миллиардов рублей коммерческого долга, а к концу 2016 года на его обслуживание придется тратить каждый шестой рубль доходов. Под силу ли это преобладающему большинству регионов? Совершенно ясно, что самостоятельно они справиться с этим не смогут. Пока трудно сказать, какое решение предлагается финансовым блоком правительства.

По словам председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой, в 2013 году собственными доходами без учета субвенций свои расходы могли обеспечить лишь четыре региона: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ. До сих пор не удалось реально продвинуться в преодолении регионального неравенства.

Где выход из создавшегося положения? Назову лишь несколько проблем. Во-первых, это отказ от унитарно-федеративного подхода, которым подчас руководствуются финансовые органы страны. Необходима состоятельность регионов и муниципалитетов в финансовом плане. Это требует прежде всего закрепления за субъектами Федерации и органами местного самоуправления значительных источников налоговых поступлений. Нужно претворить в жизнь положение, при котором федеральный центр на постоянной основе должен делить с субъектами Федерации доходы в пропорции 50 на 50. В прошлом это было закреплено законодательно, но от этого правила быстро отступили.

Во-вторых, финансовая поддержка из центра должна сопровождаться созданием наиболее благоприятных условий для привлечения инвестиций в регионы. Конечно, в этом процессе большая роль принадлежит и самим субъектам Федерации, но нужно для этого развязать им руки.

Это не должно, естественно, отводить на второй план ответственность субъектов Федерации и муниципалитетов за эффективность использования бюджетных средств, оптимизацию расходов, решительную борьбу с коррупцией.

В-третьих, существующее экономическое неравенство субъектов Федерации делает еще более важными проблемы продуманного центром размещения производительных сил на территории нашей страны. Президент Путин назвал развитие Дальнего Востока и Восточной Сибири основным проектом XXI века. Но до сих пор нет комплексного, хочу это подчеркнуть, комплексного плана решения этой поистине исторической задачи.

О необходимости такого комплексного плана говорится, но этого пока мало, хотя положительные изменения и наблюдаются. Недавно, например, на заседании правительственной комиссии выступил глава минвостокразвития Александр Галушка. Он перечислил 16 наиболее эффективных проектов, которые находятся в высокой степени готовности, но не запускаются из-за проблем с инфраструктурой. Министр предложил правительству профинансировать инфраструктуру для инвесторов. Причем на каждый поступивший из бюджета рубль будет вложено 17 рублей в проекты из неправительственных источников. На инфраструктуру предлагается затратить средства Федеральной целевой программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Среди компаний, представивших проекты, "Роснефть", "Норильский никель", "Металлоинвест", "Полюс золото". Наконец-то делается акцент не на общеконцептуальных положениях, а на выполнении конкретных проектов. И здесь есть над чем задуматься. Площадь региона, которым занимается минвостокразвития - почти половина России, но проживают здесь 7,5 процента населения страны, а доля обрабатывающей промышленности составляет 3 процента от общероссийской.

Недавно были созданы несколько "территориальных" министерств в правительстве Федерации. Они занимаются территориями Дальнего Востока и Восточной Сибири, Крымом, а теперь уже и Северным Кавказом. Таким образом эти министерства являются проблемными.

Представляется, что создание территориальных министерств - разумный шаг, в том числе в деле изменения принятия решений по территориям на правительственном уровне. За федеральные целевые программы и другие государственные проекты отвечают ныне все министерства правительства, имеющие к этому отношение. Такой подход даже в условиях координации на уровне заместителя председателя правительства оказался в немалой степени безответственным.

Теперь положение должно меняться. Представляется, что территориальные министерства должны находиться в центре осуществления того или иного государственного проекта и на них должны в своей части работать другие министерства правительства.

Сложится ли такая система - покажет будущее. И дело здесь не в простом признании координирующей роли "территориальных" министерств. По словам руководителя Счетной палаты, минвостокразвитию предоставлено лишь 2,4 процента ассигнований в программе Дальнего Востока. В результате весьма ограничено влияние этого министерства на другие министерства, вовлеченные в программу, и, конечно, оно не может выполнять в таких условиях координационную роль.

К тому же сегодня у нас прибавилось два субъекта Федерации - Крым и Севастополь, что, несомненно, должно способствовать всемерному вниманию к отношениям между различными федеральными структурами.

Статья написана на основе выступления Евгения Примакова на заседании Меркурий-клуба 19 мая 2014 года

Отвязать от адреса

В России необходим базисный социальный стандарт оплаты труда, при котором за одинаковую работу врачи и учителя в разных регионах страны получали бы равную оплату. С этим предложением на заседании "Меркурий клуба", посвященном острым проблемам экономических взаимоотношений Центра и регионов России выступил заместитель министра экономического развития Андрей Клепач.

По его словам, одной из проблем региональных экономик является "неравномерность в оплате за один и тот же труд ".

Например, в Москве зарплата учителя сегодня более 60 тысяч рублей, в здравоохранении - еще больше. А Иваново и Воронеже в Воронежской 14-15 тысяч рублей, в Татарстане и в Сибири - другой порядок цифр. "Этот огромнейший разрыв в зарплатах в период замедленного роста экономики в ближайшие два- три года может начать нарастать ",- сказал он.

Кроме того в России, по его словам, накапливаются серьезные проблемы в глубинных регионах при том, что с одной стороны идет колоссальная концентрация ресурсов в Центре - московской и питерской агломерации, а с другой - быстрее, чем страна, в целом, растут пограничные территории- Северный Кавказ и Дальний Восток , Крым. По мнению замминистра, правильный вектор пространственного развития российской экономики в глубинные промышленные и аграрные регионы с интеллектуальными ресурсами - в Поволжье, Новосибирск, Томск - был обозначен еще четыре года назад, в Стратегии 2020, но межбюджетные трансферты в их сторону так и не пошли. "Неважно, сколько у нас уже министерств занимается развитием регионов, какая куча региональных стратегий и программ экономического развития приняты на местах, сколько инфраструктурных проектов намечено, целостного подхода к единой региональной политике не складывается",- констатировал Клепач.

Он считает, что нужно не только определиться с министерствами и распределением финансов, но и выстроить новую систему пространственного управления, которое включает планирование и размещение производительных сил, а уж потом "привязки" к этому региональных стратегий. В этом контексте разворот нашей торговли на восток - уже не задача приграничной торговли, а всей экономики.

"Можно создавать металлургические, энергетические центры в Якутии, Хабаровском крае, на Дальнем Востоке. Но в этом есть смысл, если идет торговля с Японией, странами Азии",- сказал Клепач.

А в целом, по его словам, в 2014-2015 годах Минэкономразвития прогнозирует сохранение высокого дефицита консолидированного бюджета регионов - на уровне 700-800 миллиардов рублей.

Госдолг регионов в первом квартале 2014 года вырос на 16,7 миллиарда рублей. К 2016 году на обслуживание коммерческого долга регионов будет тратиться каждый шестой рубль.

Заместитель министра регионального развития Михаил Крук уточнил, что уже в 40 регионах России в 1 квартале 2014 года зафиксирован дефицит бюджетов. Для сравнения, в прошлом году в это же время с дефицитом были всего 9 регионов. По прогнозам министерства, хронический дефицит бюджетов в регионах будет только нарастать. Чтобы его переломить, в Минрегионе разработали ряд мер, которых , по мнению остальных участников дискуссии, недостаточно.

Между тем в законопроекте "О стратегическом планировании в Российской Федерации" предусмотрено появление Стратегии пространственного развития страны, схемы расселения и размещения производительных сил. Этим сейчас занимается Министерство регионального развития. В итоге будет сформулирована научно обоснованная экономическая специализация регионов, которая и обеспечит реализацию основ государственной региональной политики.

Полностью материал о дискуссии в "Меркурий клубе" читайте в завтрашнем номере "РГ".