Тесное небо
Широко разрекламированное в прошлом году в СМИ строительство вертолетных площадок вокруг столицы оказалось под угрозой из-за спора хозяйствующих субъектов. Так, компания "НДВ-недвижимость" начала покорять подмосковное небо с одним партнером, а затем переметнулась к другому. Сначала совместно с вертолетной компанией "Аэросоюз" строила хелипорт Москва в Мякининской пойме. Обещали компании ни много ни мало - улучшение транспортной доступности и как следствие рост спроса на недвижимость в Подмосковье, особенно в дальнем. Цены на услуги вертолетного такси устроители бизнеса планировали демократичные - до аэропорта Шереметьево - три тысячи рублей с пассажира при полной загрузке вертолета.
Сейчас директор компании Александр Хрусталев говорит о появлении новой площадки в Истре: "Благодаря тому, что было подписано соглашение об объединении между "НДВ-Групп" и бывшим конкурентом по вертолетной теме, компанией "Авиамаркет". Глава компании "Авиамаркет" слияние почему-то не комментирует. Понять его можно - господин Хрусталев предлагать дружбу умеет. Иногда очень настойчиво: по словам бывшего сотрудника "Авиамаркета", слияние очень напоминало недружественное поглощение, с переманиванием ключевых сотрудников и "предложением, от которого нельзя отказаться".
Нелетные условия
Партнеры договаривались так - строит "НДВ", эксплуатирует объект и обеспечивает техническую поддержку "Аэросоюз". Работа закипела - первым в Мякининской пойме должен был появиться хелипорт Москва, анонсированный как крупнейший вертолетный центр в Европе.
Проект открывался хотя и с помпой, но претензий к нему было достаточно - и к ангарам, и даже, не поверите, к асфальту.
Однако амбиции одного из участников проекта, председателя совета директоров ГК "НДВ" Александра Хрусталева, бежали далеко впереди реальности: "Самый уникальный - это непосредственно сам хелипорт. Так называемый гараж-бокс планировался в трех уровнях, где будут автоматически, как в слайдере, задвигаться, выдвигаться и обслуживаться вертолеты. Мы еще не остановили свои инвестиции в данный проект - это лайт-версия. Стройка большая начнется, надеемся, весной следующего года".
Зампред областного правительства Герман Елянюшкин активно поддержал этот проект. А стройка и впрямь наметилась большая: сам хелипорт давно перестал быть основным объектом, появилась высотная гостиница, яхт-клуб, бизнес-центр... Таким образом, хелипорт стал не более чем модной фишкой для того, чтобы протащить через согласования огромный девелоперский проект.
Тем временем конфликт между компаниями остается открытым. Господин Хрусталев официально настаивает на том, что НДВ "рассталась" с компанией "Аэросоюз". В своем "Твиттере" он заявляет: "В хелипорте Москва компания "Аэросоюз" не является партнером. Мы сами с усами". В марте 2014 года в интервью "Интерфаксу" он подтвердил, что выкупил долю у "Аэросоюза": "Аэросоюз" - бывший партнер по этому проекту. Мы попытались начать вместе, но приняли решение, что у нас своя концепция. Мы за современный формат базирования вертолетов, за то, чтобы вкладывать в покупку и развитие вертолетов. И на сегодняшний день у нас просто нет конкурентов. Что касается доли "Аэросоюза", то ее нет. Мы являемся на 100% собственниками проекта хелипорт Москва.
Однако документы, например выписка из ЕГРЮЛ, датированная январем 2014 года, говорят другое: 65% совместной компании принадлежит "НДВ", а 35% - "Аэросоюзу". Не подтверждает информацию и президент компании "Аэросоюз" Александр Климчук: "НДВ не выходило к нам с предложением о покупке нашей доли в проекте".
Методы работы
Возможно, этот спор и не заслужил бы такого внимания со стороны СМИ и заинтересованных игроков, если бы не печальная репутация ГК "НДВ". Владелец "НДВ" Александр Хрусталев позиционирует свое агентство как лидера на рынке недвижимости. Особо упирает, например, на эксклюзивность прав продажи московских и подмосковных объектов. Однако такой монополии он добивается какими-то странными методами. Один из игроков рынка на условиях анонимности рассказал, что пытался продавать те же объекты, что и компания "НДВ". Законно и честно. Но у него вдруг просто так стали гореть машины, а крепкие ребята из окружения Хрусталева недвусмысленно дали понять, что конкуренты здесь не нужны.
"Сложно говорить о человеке, у которого то ли отсутствует воспитание, то ли его не так воспитывали. Если он говорит тысяча сделок - нужно делить эту цифру на десять, а если он предлагает партнерство, то либо будет тянуть все на себя, либо так все на уровне деклараций и останется", - говорит наш собеседник. А пресс-служба группы компаний "Миэль" сухо констатирует: "Компания "НДВ" отличается достаточно агрессивной политикой ведения бизнеса".
На одном из форумов жителей новостроек широко обсуждается тема подтасовки сроков сдачи домов - обещается одна дата, а когда после уплаты залога покупатель подписывает договор, там уже фигурирует срок на год позже обещанного ранее. "Т.е. агентству "НДВ" все равно, какие сроки указываются в последующем договоре с застройщиком, им главное - впарить объект и получить свое агентское вознаграждение!" - подытоживает пользователь Андрей.
Кстати, то же строительство хелипорта тоже не обходится без скандала. Сейчас в соответствующих инстанциях рассматривается обращение Петрусиковой А.Е, которая считает, что реализация проекта строительства вертолетной площадки в деревне Мякинино Одинцовского района нарушает права жителей близлежащих населенных пунктов. В письме заместителю председателя правительства Московской области от 4 февраля 2014 года за подписью Федерального инспектора по Московской области Р. З. Сатдарова указано, что в ходе проверки выявлено, что данная посадочная площадка располагается на территории участка, который относится к категории земель особо охраняемых территорий. Разрешенное использование участка - только для обслуживания яхт-клуба!
Тем не менее компания "НДВ" продолжает работать, а ее руководитель представляет несогласованный и спорный проект на международных выставках. Речь идет, в частности, о выставке МИПИМ в Каннах.