Новости

Прожив 12 лет без закона о стандартизации, российские промышленники сами пришли к выводу, что без современных ГОСТов эффективное развитие промышленности невозможно.

Впрочем, свежий законопроект о стандартизации уже готов, сегодня он находится на рассмотрении правительства. О том, какие еще процессы происходят сегодня с техническим законодательством, "РГБ" рассказал Андрей Лоцманов, первый зампред комитета Российского союза промышленников и предпринимателей по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия.

- В каком состоянии сегодня находится техническое законодательство?

- Сегодня принято 34 технических регламента Таможенного союза (ТС), 24 из них уже вступили в силу. Идет разработка и обновление доказательной базы этих регламентов. Взят курс на значительное обновление фонда межгосударственных стандартов. Последние годы российская стандартизация находится в переходном состоянии от государственной стандартизации Советского Союза к общепринятой в Европе, да и во всем мире модели. В советское время стандартизацией занимались Госстандарт СССР, отраслевые министерства, институты, многие из которых уже прекратили свое существование. Если обратиться к зарубежному опыту, то сейчас и в Европе, и в США этой работой занимается промышленность, бизнес-сообщество. Государство только координирует процесс. К такой модели постепенно движемся и мы.

- Можете привести пример?

- Приведу в качестве примера Германию, поскольку последние десять лет мы многое перенимаем у этой страны. Германия тратит на стандартизацию 800 млн евро в год, из них 720 млн евро - это деньги промышленности. 1 евро, вложенный в стандартизацию, дает 20 евро прибыли. Немецкая промышленность только за счет стандартизации получает около 16 млрд евро прибыли в год. Откуда берутся эти деньги? Многие стандарты разрабатываются как международные, что значительно упрощает поставки оборудования, материалов и других товаров в другие страны.

- Наши промышленники активно участвуют в создании системы стандартизации?

- Сегодня бизнес практически на паритетных началах с государством финансирует работы по стандартизации. И это при том, что объемы финансирования за последнее десятилетие увеличились в двести раз от 8,5 млн рублей в 2003 году до 1,5 млрд рублей сегодня. За прошедший год в России принято 2300 стандартов, уровень гармонизации которых с международными составил 47%. Национальное объединение строителей ежегодно тратит более 100 млн рублей на разработку стандартов СРО, которые впоследствии могут применяться и в качестве межгосударственных. Трубная промышленность за последние годы вложила более 1 млн долл. в разработку стандартов. Сегодня практически все стандарты на трубы обновлены, часть из них гармонизирована с международными.

- Насколько ответственно отечественные ГОСТы выполняются?

- Обязательных к исполнению стандартов у нас немного. Это стандарты на оборонную продукцию и процессы, связанные с исполнением государственного оборонного заказа, в ближайшее время аналогичное постановление будет принято для Росатома. Есть ряд других исключений. Наши стандарты носят добровольный характер. Стандарты являются добровольными и в других странах, но там есть механизм ссылок на них в законах и других нормативных правовых актах, что позволяет эффективно обеспечивать безопасность продукции при ее обращении на рынке. Сегодня у нас такого механизма пока нет. Фактически нет и ответственности за невыполнение требований стандартов, и ее никто не воспринимает всерьез. Крайне неэффективен государственный надзор за рынком.

Эта проблема касается всех россиян. Все технические регламенты, другие нормативные документы, правила сертификации продукции и стандарты не имеют никакого практического смысла, если нет четкого, отлаженного контроля их исполнения, эффективного надзора за рынком. Давайте представим на минуту, что упразднено ГИБДД. Будут ли выполняться правила дорожного движения? Думаю, ответ очевиден. Сегодня 80% продуктов, попадающих на полки в наши магазины, выпускается вообще по ТУ (техническим условиям). Найти эти документы невозможно, что там содержится, непонятно. Для сравнения могу сказать: в Европейском союзе год назад принят закон, обязывающий производителя указывать на упаковке все компоненты, которые содержатся в продукте.

- Можете привести еще примеры?

- За последние годы в энергосистему нашей страны вместо новых труб закладываются трубы, бывшие в употреблении. Это старые трубы, выкопанные из старых газопроводов. Только в Санкт-Петербурге было уложено в энергосистему около 600 км таких труб. О последствиях этой бесконтрольной деятельности и многочисленных авариях все наслышаны. Но Санкт-Петербург не исключение. Все это следствие, с одной стороны, тотальной добровольности наших стандартов, что записано в законе N 184-ФЗ. А с другой стороны, у нас сегодня практически любой сертификат можно купить.

Я не призываю к тотальному "закручиванию гаек". Речь должна идти о надзоре за рынком как о важном факторе существования добросовестного бизнеса. Если я хочу делать мороженое и детское питание из молока, а другой производитель "втихую" использует для этого пальмовое масло, я априори неконкурентоспособен. По отчету Роспотребнадзора за 2012 год 10% от объема молочных продуктов фальсифицированы. 48% не соответствуют информации, заявленной на этикетке. 67% мясных консервов не соответствуют требованиям нормативной документации. На самом деле в Европе это тоже нередко бывает. Нашумевший эпизод с использованием конины вместо говядины не исключение. Таких примеров немало. Но там с такими явлениями активно борются.

Конечно, свою роль должен сыграть и бизнес, внедряя повышенные и добровольные стандарты качества. Большое значение имеет самоконтроль. Уже есть примеры, когда небольшие подотрасли сами определяются и подписывают добровольные соглашения. В прошлом году, например, сразу шесть российских компаний, производящих сгущенное молоко, договорились между собой о том, что будут выпускать "сгущенку" без использования пальмового масла. И, насколько мне известно, слово свое держат.

Мы должны смотреть на проблему в масштабах Таможенного союза. РСПП активно сотрудничает в этом направлении с Конфедерацией промышленников и предпринимателей (нанимателей) Республики Беларусь и Национальной экономической палатой Казахстана "Союз "Атамекен". В резолюциях, принятых по итогам многих совместных мероприятий, вопросам усиления государственного контроля за рынком уделяется очень много внимания. Решение этой проблемы соответствует интересам и бизнеса, и государства.

- Закон о стандартизации был отменен в 2003 году. Получается, что весь мир пошел по пути развития стандартизации, а мы в другом направлении?

- В США более 600 организаций разрабатывают стандарты. Ежегодно эксперты составляют перечень стандартов, обязательных к исполнению. Он содержит более десяти тысяч обязательных стандартов и утверждается законодательно. За последние 10 лет этот перечень пересматривался более трех тысяч раз. В Китае действует простая и очень эффективна схема: закон о стандартизации определяет, какие стандарты должны быть обязательными, а какие добровольными. Стандарты разрабатываются техническими комитетами, куда входят представители промышленности и госструктур. Далее проекты стандартов проходят экспертизу и утверждаются Государственным комитетом по стандартизации КНР. В Китае действуют 24 946 национальных стандартов, из которых 3177 являются обязательными. Во Франции наряду с европейскими директивами старого и нового подходов применяется 300 обязательных стандартов прямого действия.

- А у нас?

- Сегодня почти готов закон о стандартизации в РФ. Собственно говоря, без этого документа очень сложно создать эффективную систему техрегулирования, а самое главное - обеспечить безопасность продукции при ее обращении на нашем рынке. Законопроект уже прошел согласование в заинтересованных министерствах и ведомствах, в апреле он был одобрен на заседании подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, внесен в правительство РФ. Основной постулат закона: разрешить ссылки на стандарты в нормативно-правовых актах. Это мировой опыт, он рекомендован ООН и внедрен во всех развитых странах. Такой подход позволит значительно упростить систему технического регулирования, потому что сегодня мы вынуждены многие положения стандартов включать в технические регламенты.

Законопроект предусматривает введение ответственности за соблюдение стандарта, если вы продекларировали, что ваша продукция выпущена по ГОСТу. Это чрезвычайно важно.

- Как далеко мы продвинулись в гармонизации технических регламентов ТС и ЕС?

- Сегодня не только для России, но и для ТС большое значение имеет взаимодействие в сфере технического регулирования и стандартизации со странами ЕС. Мы уже несколько лет ведем работу по гармонизации российского технического законодательства с соответствующими документами ЕС. В частности, техрегламенты России и ТС разрабатываются в соответствии с принципами глобального подхода и по аналогии с директивами ЕС. Систему аккредитации мы также пытаемся сделать подобной европейской. Российская промышленность заинтересована в гармонизации национальных и международных стандартов, все активнее принимает участие в этой работе. Важно, что в последнее время появляются новые площадки для эффективного сотрудничества российских и европейских специалистов.

- Есть ли у нас стандарты, которые были приняты еще в советское время?

- Вообще стандарты должны пересматриваться один раз в пять лет, это международная практика. Эксперты просто смотрят, нужно ли менять документ или нет. Если необходимости в этом нет, то редакция сохраняется. Про советские стандарты могу сказать, что возраст этих документов - не всегда плохо. Эталоны метра и килограмма были созданы около ста лет назад. Ни метр, ни килограмм не изменились с тех пор. А вообще я был бы рад, если бы советские ГОСТы на сгущенку или колбасу сохранялись.