На переговорах российской правительственной делегации в Ханое стороны обсудили реализацию 12 совместных проектов во Вьетнаме. Наиболее крупные среди них - продвижение российской авиатехники "Сухой Суперджет 100", строительство каскада тепловых электростанций, создание гостинично-туристической инфраструктуры, разведка и освоение шельфа, а также проект вьетнамской АЭС. Их общая инвестстоимость - примерно 13 млрд долл., сроки окончания реализации - 2017-2020 годы.
Россия предложила Вьетнаму пять новых проектов - по вертолетостроению, производству химической продукции, проектированию угольных шахт, геологоразведке и модернизации тепловых электростанций. Окончательные решения по этим проектам будут приняты уже до конца июня. Таким образом, общий совместный инвестпортфель РФ во Вьетнаме достиг 20 млрд долл., что вывело Россию в число стран - лидеров по капвложениям в этой стране.
В свою очередь, динамика торговых связей стимулирует зону свободной торговли Вьетнама с Россией и Таможенным союзом. По данным ФТС, в 2013 году объем торговли между Россией и Вьетнамом возрос на 8,5% по сравнению с 2012 г., составив почти 4 млрд долл. Как и прежде, основа российского экспорта (свыше 70% по стоимости) - высокотехнологичная продукция. Схожая динамика и структура торговли у РФ с другими странами региона (см. карту).
"Российско-вьетнамское партнерство динамично развивается в нефтегазовом секторе, энергетике, информационных технологиях, сборке грузовой автотехники, - уточнил "РГБ" вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. - А, например, по поставкам морепродуктов в Россию Вьетнам вышел на второе место среди стран - поставщиков этой продукции в РФ".
Обе стороны, по заявлению замминистра экономики Вьетнама Чан Куок Кханя, уже согласовали важнейший раздел соглашения по ЗСТ - по вопросам обмена инвестициями и услугами. А сам документ, по мнению замминистра экономического развития РФ Алексея Лихачева, может быть подписан к концу 2014 года: "По крайней мере, к этому сроку вполне можно выйти на согласованный текст соглашения". Эти переговоры идут с ведома АСЕАН, так как по Уставу этого блока страна-участница не может создать зону свободной торговли с другим государством без одобрения государств - участников блока и его руководства.
"ЗСТ с Вьетнамом позволит существенно увеличить взаимные инвестиции и торговые связи, - уточнил "РГБ" Алексей Лихачев. - Вдобавок эта зона станет "мостом" для более активного развития экономических связей всех стран Таможенного союза с другими странами - членами АСЕАН". Вьетнамская сторона заинтересована также в модернизации своей портовой, железнодорожной сети, как и в реализации стальной магистрали между Вьетнамом и Лаосом (около 400 км). По экспертным оценкам, реализация такого проекта возможна в связи, во-первых, с крупными российскими инвестициями в гидроэнергетику Лаоса. А во-вторых, РФ уже участвует в строительстве железной дороги в 200 км в схожих географических условиях соседней Индонезии - в южном регионе острова Борнео.