Признают это в Вашингтоне или нет, но на территории Крыма действует российское законодательство, и всем необходимо его соблюдать. Введенные США санкции в отношении России пока не накладывают никаких ограничений на присутствие там американских компаний.
Однако Белый дом продолжает угрожать новыми санкциями против целых секторов российской экономики, что теоретически может создать трудности для иностранных фирм. Пока ситуация с санкциями остается неясной, каждая компания сама решает, как вести себя в Крыму: игнорировать Белый дом и пользоваться моментом или занимать выжидательную позицию.
И если "Макдоналдс" объявил о "временном закрытии" заведений в Симферополе, Севастополе и Ялте по производственным причинам, то российское представительство другой известной американской сети быстрого питания "Бургер Кинг", несмотря на позицию властей США, заявило, что намерено открыть свои рестораны на полуострове.
Среди "отказников" пока кинокомпании Paramount Pictures, Sony Pictures, Universal, 20th Century Fox, которые отказываются передавать российским дистрибьюторам права для показа фильмов в Крыму.
А, например, американский разработчик игр Arkadium, имеющий офис в Симферополе, заявил о намерениях адаптировать юридически-финансовую структуру под российское законодательство.
Американская Exxon Mobil входила в консорциум из четырех компаний, намеревавшихся разрабатывать месторождения нефти и газа на шельфе Черного моря. Консорциум победил в конкурсе на право заключения соглашения о разделе продукции в пределах Скифского участка к югу от Крыма, однако после вхождения полуострова в состав России проект пока "подвис".
В 2012 году американская компания SHER Technologies подписала меморандум с властями Крыма о строительстве четырех мусоросжигательных заводов.
Парламент Крыма еще в декабре 2013 года ставил под сомнение перспективы выполнения проекта, поскольку американцы отказывались двигаться дальше под предлогом "политической ситуации на Украине". Хотя часть средств была выделена и проводились проектные работы, в целом инвестор и до кризиса не спешил с реализацией договоренностей.
В то же время в Первомайском районе Крыма ведется строительство крупной молочной фермы по новейшим технологиям, коров для которой планируют закупить в США. В апреле власти полуострова сообщили: в сентябре 2014 года заокеанские партнеры завезут в Крым около трех тысяч американских буренок с повышенной производительностью молока.
В целом же американский бизнес отнюдь не обязан брать "под козырек" и планировать свою деятельность исходя из внешнеполитической линии Белого дома. Свобода предпринимательства для чутких до прибыли американцев не менее, а, пожалуй, и более важна, чем многие другие свободы. В стране победившего капитализма бизнес - прежде всего средство "делать деньги" и укреплять благосостояние нации, а не инструмент внешней политики. Частный сектор едва ли откажется от работы в Крыму добровольно, а будет вынужден сделать это только в том случае, если власти введут соответствующие санкции. И, кстати, работающие в России крупные компании из США уже давали понять, что они не поддерживают введение таких ограничений.
Однако пока угроза введения санкций против отдельных компаний или секторов российской экономики сохраняется, американские бизнесмены, вероятно, будут проявлять осторожность в плане Крыма, особенно с точки зрения развития там новых проектов. А по мере стабилизации ситуации и при наличии условий для успешной работы в Крыму здравый смысл, коим для бизнеса является извлечение прибыли, отодвинет политику в сторону. Даже если предположить, что США решатся на более широкие экономические санкции, у желающих работать на полуострове западных компаний останутся обходные варианты, например через оффшорные дочерние структуры. До настоящего времени немалая часть прямых иностранных инвестиций в Крым поступала именно таким образом. В тройку крупнейших инвесторов полуострова помимо России входили Кипр и Виргинские острова.