К 2016 году будет построен первый мост между странами через Амур, за счет которого будет на 700 километров сокращен путь российских грузов в Китай.
Совместное освоение угольных месторождений, строительство новых объектов энергогенерации в России для наращивания экспорта электроэнергии в Китай, развитие приграничного сотрудничества...
Об этих планах вчера говорили в Шанхае, где начался официальный визит в Китай президента России Владимира Путина. Также был дан старт совместному проекту по созданию дальнемагистрального самолета.
"РГ" обсудила эти проекты со своими экспертами.
Виктор Ивантер, академик, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН:
- Не буду оригинален, если скажу, что Россия должна стоять на двух ногах. И сейчас мы видим, что страна пытается встать на них. Для нас одинаково важны отношения и с Европой, и с Азией.
Подчеркну, это не попытка сыграть в политическую игру. Сближение с Китаем - вполне естественный ход, обусловленный в первую очередь экономическими соображениями.
Но сейчас мы поставляем главным образом сырье, а Китай нам - готовые товары. И эта диспропорция останется, если мы не будем проводить политику реиндустриализации. Тогда удельный вес товаров с высоким уровнем добавленной стоимости в структуре нашего экспорта в Китай возрастет.
Это не значит, что мы не должны ставить себе задачу по наращиванию экспорта нефти и газа. Китай заинтересован в расширении круга надежных поставщиков сырья, а Россия - в стабильных рынках сбыта. При этом сейчас объемы сотрудничества в этой сфере, да и не только в этой, явно имеют резерв для роста.
Товарооборот между странами будет увеличиваться, если будет нормализована система расчетов. Это и использование нацвалют, и банковские гарантии и специальные кредиты для экспортеров, для чего нужны соответствующие финансово-банковские структуры. Начинать надо с инфраструктуры, вложения в нее определяют экономические взаимоотношения. В этом смысле решение о совместных инвестициях в строительство моста через Амур вполне естественно.
Что касается приграничного сотрудничества, то хорошо бы его полностью отдать на откуп властям дальневосточных регионов. Они должны иметь возможность напрямую взаимодействовать по этим проблемам с китайскими регионами. "Сверху" же многих важных деталей просто не видно. А возможности для сотрудничества в этом формате очень большие, это уже доказано на примере отдельных проектов.
Яков Миркин, заведующий отделом международных рынков капитала Института мировой экономики и международных отношений РАН:
- Для России очень важны модернизация и инновации. Поэтому средства российско-китайского инвестиционного фонда в первую очередь должны идти на эти цели и только во вторую - в инфраструктуру.
И, конечно, нужно менять негативную модель приграничной торговли. Позитивная - создание специальных экономических зон быстрого роста, с максимальными налоговыми льготами, для малого и среднего бизнеса, ориентированного на инновации.
Что касается торговых расчетов между Россией и Китаем в национальных валютах, то они, безусловно, облегчат взаимное сотрудничество. Но при этом надо иметь в виду, что, хотя доллар физически использоваться не будет, пока ценообразование по торговле сырьем и металлами все равно будет опосредовано американской валютой. Не говоря уже о том, что пока не сложится обширный валютный рынок "рубль - юань", их взаимный валютный курс будет также формироваться через доллар - евро.
В принципе у юаня и отчасти рубля есть перспективы, чтобы потеснить доллар и евро даже в международных расчетах. Но путь к этому займет 15-20 лет, и, скорее всего, наибольший прогресс покажет юань. Китай формирует примерно 12 процентов мирового ВВП, его доля в глобальных финансовых активах составляет около 7 - 8 процентов. При таких показателях юань может претендовать на статус региональной резервной валюты, но только если Китай перейдет к полностью рыночному механизму определения курса юаня и откроет до конца счет капиталов. Но встать в один ряд с долларом и евро юань сможет только в том случае, если Китай сумеет не снизить своих темпов роста и довести свой ВВП до 18-20 процентов от общемирового, догнав США и зону евро.
На рубеже 1970-х годов схожие перспективы были у иены, но Японии тогда не удалось продлить экономическое чудо, началось резкое торможение ее экономики. Теперь вопрос в том, повторит ли юань судьбу японской валюты или все-таки сделает качественный скачок.
Рублю может помочь создание единого экономического пространства, где он может претендовать на роль расчетной и резервной валюты.
Олег Пантелеев, глава аналитического отдела агентства "Авиапорт":
- Для России одних "Суперджета" и МС-21 недостаточно, чтобы наращивать свое присутствие на мировом авиационном рынке.
Поэтому в последние годы изучались также и другие проекты. Наиболее глубоко прорабатывалась как раз идея создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. Его явно не хватает в новой линейке российской авиационной промышленности.
Но это потребует огромных вложений, и сотрудничество с Китайской Народной Республикой в этом плане вполне логично. Россия в первую очередь заинтересована в китайском рынке и инвестициях.
Китай, в свою очередь, хочет иметь партнера, владеющего ноу-хау, потому что пока собственно китайские авиационные проекты не слишком успешны.
Так, разработка ARJ21 стартовала одновременно с "Суперджетом", но китайский самолет все еще не сертифицирован. И здесь наши страны могут быть очень и очень полезны друг другу.