Новости

21.05.2014 00:03

Глаза и уши среднего города

В регионах готовят свои предложения к реформе местного самоуправления
На следующей неделе в Госдуме состоится второе чтение законопроекта о реформе местного самоуправления. Институт социально-экономических и политических исследований вместе с Институтом приоритетных региональных проектов разработали ряд замечаний и дополнений к первым моделям местного самоуправления. Чтобы лучше оценить возможности реформы, пилотный проект ее реализации запустили в Волгограде. О том, как грядущие поправки могут изменить ситуацию в муниципалитетах, рассказывает вице-спикер Новгородской городской Думы Владислав Букетов.

- Для того чтобы поправки и дополнения в закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" были исполнимы, необходимо учитывать особенности региона, вести диалог с представителями местной власти и только на этой основе строить новую модель местного самоуправления. Волгоград - это не единственный город, подходящий для эксперимента по внедрению новой модели. Думаю, целесообразно провести эксперимент с ее применением и на других площадках, одной из которых может стать Великий Новгород. Небольшой размер города позволит более эффективно и детально организовать условия эксперимента. Муниципалитет обладает большим набором квалифицированных специалистов в области местного самоуправления и солидным опытом реализации реформ.

Экспертное сообщество и депутаты городской Думы, которые принимали участие в подготовке проекта закона "О реформе местного самоуправления", уже предлагали критерии, которые могли бы применяться при преобразовании крупных городов в города с районным делением. Согласно этим критериям, численность населения города, подлежащего внутригородскому делению, не должна быть ниже трехсот тысяч человек. Не менее важными показателями являются наличие исторического деления на районы и учет мнения сложившихся территориальных сообществ.

Великий Новгород по административно-территориальному делению представляет единый городской округ без разделения на районы. Поэтому целесообразно оставить неизменным "единство" Новгорода. "За" выступают такие аргументы, как численность населения города в 220 тысяч человек, а также отсутствие исторических предпосылок для его деления. К тому же муниципалитет уже условно разделен на хозяйственные зоны, где существует своя система общественного контроля в виде квартальных мини-мэрий.

Пятнадцать лет назад эта система создавалась для улучшения обратной связи с горожанами. Сегодня она по сути является "ушами и глазами" администрации города, местом, где ведется оперативный прием информации о проблемах местных жителей.

Стоит отметить, что руководители мини-мэрий, как и избранные депутаты городской Думы, работают на общественных началах. Но, в отличие от депутатов, у них нет такой тесной связи с руководством администрации, а потому они отдалены от центра решения проблем населения. Депутатам же городской Думы, которые заинтересованы в сближении с народом, из-за отсутствия должного обеспечения аппаратом помощников не всегда удается реализовывать это в полной мере.

Решить эти проблемы можно за счет создания центров приема информации о проблемах жителей, созданных на основе квартальных мини-мэрий. Для улучшения качества работы количество центров должно быть кратно количеству депутатов-одномандатников. В этом случае преобразование и переподчинение квартальных мини-мэрий аппарату городской Думы позволят оперативно решать большинство местных проблем. Жители города будут обеспечены качественными специалистами в области хозяйственных вопросов и смогут получать полную консультацию по всем нововведениям. В свою очередь депутаты получат экспертную оценку своих предложений и идей горожан. Результатом этого может стать снижение коррупции, повышение качества предоставляемых услуг и активизация общественности.

Представители мини-мэрий в кварталах смогут контролировать деятельность управляющих компаний, предоставление услуг ЖКХ, работу по благоустройству города. Это создает новую систему местных экспертов, которые не будут заниматься политикой, а станут защищать и отстаивать интересы местных жителей.

Кроме оптимизации системы квартальных мини-мэрий для разработки эффективной модели местного самоуправления важно определить полномочия и порядок избрания на должность главы местного самоуправления. Выбирать ли главу местного самоуправления напрямую или нужно назначать из состава аппарата городской Думы? Правильный ответ на эти вопросы нужно искать у местного населения и экспертного сообщества в ходе общественного обсуждения.

В Новгороде идея создания института сити-менеджеров была отвергнута. Cемь лет назад городская Дума провела референдум "О необходимости городу сити-менеджера", но люди даже не пришли на референдум обсуждать эту тему. Не разобравшись в том, что собой представляет институт сити-менеджеров, они искали ответ только на два вопроса: будут мэра выбирать или его будет кто-то назначать? Не лишают ли меня права выбора?

Муниципальная реформа на сегодняшний день направлена на поддержание интересов жителей и создание народовластия. Поэтому, в первую очередь, для устранения негативной реакции общества и недопонимания нужно обеспечить население всей необходимой информацией о возможностях реформы. Народовластие не может состояться без участия самого народа.

Обеспечить правильный вектор развития муниципальной реформы должны несколько составляющих: депутатский корпус, который выражает мнение населения, исполнительная городская и региональная власти. Синергия этих составляющих позволяет сделать местную власть действительно самостоятельной, независимой и максимально приблизит ее к народу.