В мэрии областного центра полагают, что страхи нагнетаются искусственно, а информационную кампанию по "спасению аптек" ведут и подогревают их менеджеры. Однако к профессиональной деятельности провизоров претензий нет. Так, аптека № 122, которую скоро выставят на торги, недавно, согласно результатам общественного опроса, признана лучшей в регионе. Не исключено, что она, победитель областного фармацевтического конкурса, уже следующей зимой канет в Лету.
Чиновники в ответ на все аргументы в пользу сохранения статус-кво точек продаж лекарственных препаратов непременно ссылаются на федеральный закон о местном самоуправлении. Он в принципе не предусматривает нахождение аптек в муниципальной собственности, о чем постоянно с укоризной напоминают аудиторы Счетной палаты города. Закону уже более десятка лет. Правда, Тюмень, как и целый ряд других городов УрФО, до последнего сознательно тянула резину, не решаясь на 100-процентную приватизацию. Хотя оставшиеся аптеки давно уже объединены в два акционерных общества, они остаются муниципальными: пакетами акций распоряжается департамент имущественных отношений города. Руководители сетей - наемные работники, подотчетные администрации города.
В Тюмени под крылом муниципалитета - около двадцати АО. Некоторые из них - вечно убыточные. Например, пассажирские автотранспортные предприятия. На покупку автобусов, их ремонт, содержание производственной базы, на дотирование перевозок льготников и погашение разницы между реальной и фактической стоимостью билета из региональной и городской казны за один лишь год выделены сотни миллионов рублей.
Аптечные же сети, практически ничего не получая из бюджета, пополняют его. Чистая прибыль не ахти какая - несколько миллионов, но и не убыток. Плюс они обеспечивают занятость около 250 человек, белую зарплату, прозрачную бухгалтерию, полное и своевременное перечисление всех налогов в местные бюджеты.
Часть аптечных пунктов, расположенных на глухих окраинах, в малолюдных поселках, убыточна. Большинство открыто по просьбе депутатов, отделений общероссийских партий. В данном случае муниципальные АО выполняют сугубо социальную функцию. В принципе, к ней следует отнести и содержание рецептурно-производственных отделов. В Тюменской области, в северных автономных округах нет ни одной частной аптеки, которая взялась бы изготавливать недорогие препараты для больных: дело хлопотное, ответственное, затратное.
Ладно, если бывшие муниципальные АО приобретут фармацевтические сети - они, скорее всего, в той или иной степени сохранят профильное направление. Но ограничений в рамках нынешнего законодательства нет, так что покупателем может оказаться кто угодно, ограничений по использованию помещений и специального оборудования перед ним не ставят, признается заместитель главы Тюмени Лариса Теплоухова. Главное, чтобы приобретатель был солидный, надежный, хорошо зарекомендовавший себя на рынке.
Придет, допустим, специализирующийся на бытовой химии ритейлер. В провизорах он не нуждается. Холодильники, где хранились медикаменты, растворы, а также всякую "рухлядь" - весы, мензурки - в лучшем случае по дешевке продаст. Его интересует состояние помещения и расположение точки. Вот одна из самых лакомых - аптека "Флора" с полувековой историей: в двух шагах от мэрии и почтамта, "парадная" улица, площадь около трехсот квадратов с подвалами.
Лотовая стоимость "Флоры" вместе с сетевой структурой в рамках АО пока неизвестна, город ждет заключения оценщика и надеется выручить по максимуму, чтобы сократить дефицит бюджета. На дворе - финансовый кризис. В прошлом году, по сведениям профильного департамента мэрии, казну одного из самых экономически успешных городов УрФО более чем наполовину составили "межбюджетные трансферты из вышестоящих источников".
Город пресыщен аптеками. Владеют ими инорегиональные компании. Новые они почти уже не открывают. Продажа муниципальных сетей, даже при их последующем немедленном перепрофилировании, вроде бы не должна серьезно сказаться на качестве фармацевтического сервиса. После обращений встревоженных депутатов к главе администрации разработана компенсационная схема производства и реализации лекарственных средств. Изготовлять их в требуемом количестве, заверяют чиновники, будет уже единственный в Тюмени рецептурно-производственный отдел ОАО "Фармация" - региональной сети, находящейся в собственности правительства области. Мощности отдела нарастят. Заказать и получить рецептурное лекарство можно будет в аптечных пунктах ряда поликлиник.
- Что ж, мы надеемся, все окажется так, как обещано людям. Хотя сомнения грызут. Представьте: тысячи рецептов доставляют в цех со всего города. Надо быстро приготовить препараты, затем развезти их. Одни транспортные расходы в копеечку выльются. Всякого рода капли, растворы недолгого хранения не имеют промышленных аналогов. В редких случаях замена найдется, но придется серьезно переплатить. Эти препараты преимущественно выписывают детям, пожилым людям - классическим социальным группам, - рассказывает заместитель гендиректора муниципального ОАО "Тюменская фармация" Ольга Филатова.
Руководители двух приватизируемых сетей не скрывают, что ими в числе прочего движет и корпоративное эго. Ведь в аптеках работает не одна сотня человек. Не исключено, что в один прекрасный момент они окажутся на улице. Найти им работу по специальности сложно: спрос на провизоров, которых ежегодно выпускает в изрядном количестве медакадемия, на местном рынке труда невысок.
Гендиректор аптечной сети "Панацея" Игорь Кудрявцев предлагает вспомнить эпопею с передачей в частные руки зданий детсадов. Когда-то они казались лишними, а потом власти спохватились, принялись возвращать отданные коммерсантам здания в муниципальную собственность. "Не повторится ли подобное с аптеками, которые сейчас приравняли к продуктовым магазинам?" - задает риторический вопрос Кудрявцев.
Его коллега Андрей Кузнецов обращает внимание на противоречие между "старым" законом о принципах местного самоуправления и "свежим" ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
- Последний гласит: фармацевтическая организация - это любое юридическое лицо "независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую деятельность". В статье 29 прямо сказано: организация охраны здоровья граждан основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения. При этом в состав каждой из названных систем входят фармацевтические организации. Соответственно, в муниципальную входят фармацевтические организации, подведомственные органам местного самоуправления. Вывод напрашивается…
Помимо Тюмени, повторюсь, муниципальные аптеки существуют в других городах Уральского округа: Екатеринбурге, Кургане, Нижневартовске. Руководитель нижневартовской аптеки № 220 Артур Азизян рассказывает:
- На территории города и одноименного района действуют две производственные аптеки. Мы готовим препараты в помещении площадью 400 квадратных метров. Частник сочтет безумием содержать такую площадь, не приносящую прибыль. К счастью, пока власти не хотят пустить наши аптеки с молотка.
А как у соседей
В Свердловской области Росздравнадзор проверил все аптеки, которые сами изготавливают лекарства. Отправиться с инспекцией специалистов заставил шокирующий случай отравления детей медицинским препаратом в областной детской клинической больнице № 1 в Екатеринбурге в феврале текущего года. Троим малышам поставили перед плановой операцией клизмы с физиологическим раствором, после чего они резко почувствовали себя плохо. В результате один ребенок скончался, еще двое попали в реанимацию. Следствие предположило, что в физрастворе оказался формалин. Врачи поспешили заявить, что средство им поставляет местная аптека, которая его и изготавливает.Нагрянув в учреждение с проверкой, специалисты пришли в ужас: в организации грубо нарушались правила производства и хранения лекарств. Однако, как выяснилось, подобная практика распространена повсеместно. Как рассказал руководитель Росздравнадзора по Свердловской области Игорь Трофимов, из 58 проверенных аптек 30 работали с многочисленными нарушениями. Они не только производили и хранили лечебные средства в ненадлежащих условиях, но и готовили их некачественно и даже производили препараты, вообще не зарегистрированные в России.Ревизоры считают, всему виной халатность руководителей, которые не хотят тратиться на создание необходимых условий. Тем более что штраф для юридических лиц составляет всего от 30 до 50 тысяч рублей, для физических - до 5 тысяч. Хотя в некоторых случаях организацию могут лишить лицензии.Росздравнадзор передал в суд материалы 18 проверок и намерен добиваться максимального наказания для нарушителей. Но пока аптеки продолжают работать.