Парламентарии хотели иметь твердые гарантии, что изменения, которые Госдума приготовила для местного самоуправления, действительно приблизят муниципальную власть к народу, и до нее, как полагает первый зампред фракции "Единая Россия" Вячеслав Тимченко, можно будет "дотянуться рукой". Некоторые из депутатов высказывали опасения, что многовариантность, предложенная законопроектом о реформе МСУ ко второму чтению, приведет к усилению авторитарной роли губернатора. И именно он станет диктовать, как должны строиться органы местного самоуправления на территории, кого там избирать напрямую населением, а кого - из состава представительного органа власти. "Может, прямо в будущем законе прописать, что мэров избирает народ?" - предлагали думцы. Однако большинство все-таки решило дать возможность "каждому субъекту Федерации найти оптимальную форму организации МСУ, отвечающую особенностям как региона, так и входящих в его состав муниципальных образований".
Вопросы возникли и к законопроекту второго чтения об ответственности за сокрытие двойного гражданства, где не было нормы, требующей, чтобы о своем втором паспорте Федеральную миграционную службу информировали граждане РФ, подолгу живущие за границей. "А разве подобный факт не следует учитывать в том случае, если родственник этих граждан работает на ответственной должности в России и принимает важные решения?" - недоумевали депутаты. Хотя в целом к законопроекту у большинства народных избранников было уже более благосклонное отношение. Многие их замечания учтены: об иностранном гражданстве детей в ФМС обязаны сообщать родители, с них и спрос, а срок уведомления как для тех, кто давно имеет гражданство или вид на жительство в другой стране, а таки для тех, кто его только получил, будет одинаковым - 60 дней. Правда, уголовная ответственность осталась для злостных нарушителей в виде штрафа в 200 тысяч рублей или 400 часов обязательных работ. Но за простую забывчивость или неправильно оформленное уведомление теперь наказание предполагается административное - штраф от пятисот до тысячи рублей.
Но самые большие споры вызвали два антикоррупционных законопроекта, внесенных правительством, которые требовали, чтобы и члены правительства, и депутаты Госдумы, и сенаторы, а также прочие по списку, сообщали о ситуациях, которые могли вызвать у них личную заинтересованность и привести к конфликту интересов. Депутатов возмутила такая перспектива. Поскольку законопроект запрещал им действовать в интересах третьих лиц, если за этими действиями просматривалась личная депутатская заинтересованность. А ведь вся их работа в том и состоит, чтобы принимать законопроекты в интересах третьих лиц, то есть своих избирателей. "Что же, не голосовать теперь за повышение зарплаты учителей, если у депутата жена - педагог? Или не инициировать увеличение пенсии военнослужащим, если депутат сам военный пенсионер?" - недоумевали они.
И предложили авторам еще хорошо поработать над законопроектом.