В столице зарегистрировано 864 аттракциона с механизированными деталями. Это горки, автодромы, колеса обозрения, паровозики и даже комнаты ужаса, где на посетителей выпрыгивают механические пираты. Вся эта техника должна получить талон допуска к работе. Его выдает столичный Гостехнадзор - подразделение Объединения административно-технических инспекций Москвы. Но еще до прихода инспекторов аттракционы проверяют специализированные организации. Приходят с дефектоскопами, ультразвуковыми толщиномерами и даже с мешками с песком весом по 100 кг. Мешки сажают на сиденье вместо человека и включают аттракцион. Затем проверяют, надежны ли крепления, нет ли трещин, изломов и скрежета металла.
415 аттракционов талон допуска уже получили. Документы еще на 70, в том числе и на карусели ВДНХ, рассматриваются. Карусели тем временем, несмотря на отсутствие талона, работают. Их хозяев штрафуют, но штрафы незначительные: 5 тыс. рублей для должностного лица, что в среднем равно прибыли за один будний день работы аттракциона.
Копия бумажного талона о допуске к работе с отметкой о сроках действия, печатью и прочим крепится на кассе. Металлический регистрационный номер, выданный ОАТИ Москвы, который обязан иметь каждый аттракцион, привинчивается к его каркасу. "Вот две детали, на которые следует всегда обращать внимание при выборе аттракциона", - говорит Останин.
Ни возраст, ни страна-производитель (в основном Италия и Испания), ни то, что ранее этот агрегат эксплуатировался за границей, значения не имеет. Продолжительность жизни аттракциона в среднем около 15 лет, потом, как и автомобиль, он больше ломается, чем работает, а это уже невыгодно владельцу. Лишь у колес обозрения срок эксплуатации длиннее, например, "большому колесу обозрения" в Измайловском парке исполнилось уже 56 лет, оно самое старое в городе. В прошлом году работали 30-летние аттракционы в парке "Останкино", в этом году их заменили. В "Сокольниках" в этом поставили новый экстремальный "Аэрорейс". Такого в столице еще не было: он поднимает на 7 метров от земли, в воздухе начинает крутиться сам и крутить каждую кабинку-самолет во все стороны, причем по отдельной траектории.
Выдав талон допуска на сезон, инспектора не забывают о своих "подопечных". Несмотря на то, что их всего 6 на всю Москву, проверяют каждый аттракцион минимум 10 раз за сезон. Для этого, переодевшись в гражданское, выходят в рейды. Ходят по двое, смотрят, как работает карусель, нет ли замечаний у посетителей, могут сами прокатиться, проверить, как соблюдается техника безопасности.
Но сама техника работает исправно. Подтверждение тому - ни одного несчастного случая за последние 3 года.
Как говорит главный инженер аттракционной площадки в "Сокольниках" Андрей Простов, неработающий аттракцион - слишком затратное удовольствие. Когда аттракцион перестает пользоваться спросом, его утилизируют, а взамен покупают новый. Стоимость среднего аттракциона около 1 млн евро. Окупается он за 5-10 лет.
Есть чем развлечься и в Подмосковье. В парках, скверах и торговых центрах народ веселит 531 аттракцион. Среди них - 24 больших и 20 малых колес обозрения, американские горки, инерционные круги, железные дороги. Больше всего их в Мытищинском районе - 95, Ногинском - 45, Раменском - 28, Ленинском - 19. В остальных поменьше, но в каждом центральном парке городов и районов хотя бы один имеется.
В ходе проверки 30 аттракционов в этом году не допустили к эксплуатации. Как рассказали "РГ" в управлении госнадзора за техсостоянием самоходных машин и других видов техники минсельхоза Подмосковья, основной причиной стало не сомнение контролеров в безопасности аттракционов, а просроченные талоны техосмотра. По областному законодательству каждая развлекательная машина должна быть зарегистрирована в Гостехнадзоре, ежегодно получать заключение экспертизы на "профпригодность", проходить осмотр и иметь обученного оператора. Только при соблюдении этих условий аттракцион получает право на эксплуатацию.
Между тем
Самая же горячая пора у подмосковного Гостехнадзора наступает с середины июня и до начала сентября, когда в области начинается череда дней городов. На такие праздники охотно тянутся "временщики" - владельцы аттракционов из других субъектов. Федерального законодательства, регламентирующего общие правила эксплуатации развлекательной техники, в стране нет, каждый регион разрабатывает свои требования. И они не всегда совпадают. Поэтому то, что успешно крутилось и ездило в парках Тулы или Твери, в Подмосковье может считаться небезопасным. И, как утверждает начальник управления госнадзора Анатолий Гаврилюк, скрыть от его ведомства новый аттракцион сложно. Карусель, рассчитанная минимум на 15 человек, - не булавка в стоге сена, для нее нужно найти место и источник электроэнергии. За всем этим владельцы идут к главам муниципалитетов, а те сразу сигнализируют проверяющим органам, чтобы, случись что, было с кем разделить ответственность.
Такая расторопность себя оправдывает. "Травматизма у нас на аттракционах нет, разве что единичные случаи", - говорит Гаврилюк. Последний такой произошел два года назад в Солнечногорске, где сорванный порывом ветра надувной батут подмял под себя двоих находящихся на нем детей. Для сравнения: в тот же год четверо маленьких жителей разных районов области получили тяжелые травмы на дворовых детских и спортивных площадках - на детей упали плохо закрепленные горки и футбольные ворота.