Иван Бирюков, директор по развитию лаборатории социальных инноваций Cloudwatcher, заведующий лаборатории "Социальный бизнес и корпоративная социальная ответственность" в Финансовом университете при правительстве РФ
Если обычный бизнесмен относится к социальной проблеме просто как к теме, на которой можно максимизировать прибыль, то социальный предприниматель пытается решить социальную задачу. Одно дело открыть частный детсад на территории, где длинные очереди в муниципальные учреждения, совсем другое - "сельский" детсад в элитной деревне на Рублевском шоссе. Зона интересов социального предпринимателя сопрягается с социальной политикой государства, деятельностью НКО и благотворителей, но там способы достижения цели - субсидии, гранты, пожертвования, а здесь - рыночные механизмы.
Этот вид деятельности имеет серьезное конкурентное преимущество перед сугубо коммерческим сектором. Как показывают исследования, около 60% жителей Москвы и Санкт-Петербурга готовы отдавать предпочтение товарам, аналогичным по качеству коммерческим, но имеющим дополнительную социальную значимость, даже если они стоят дороже.
Бизнес всегда умел зарабатывать на человеческих пороках, сейчас он потихоньку учится зарабатывать на добродетели. Около 67% респондентов испытывают позитивные эмоции, покупая вещи и услуги, которые не просто удовлетворяют их повседневные потребности, но и приносят еще какую-то пользу обществу. Примеров тому предостаточно. Вспомним хотя бы "МакХэппи Дей" в сети "Макдоналдс", когда все доходы от продажи картошки-фри идут на исполнение желаний детей-инвалидов. "Хайникен" и "Бонаква" спасают Байкал. В Сбербанке существует вклад "Подари жизнь": 0,3% от поступивших на него доходов перечисляется в фонд Чулпан Хаматовой на помощь детям с онкогематологическими заболеваниями. Кроме того, здесь можно оформить благотворительную карту VISA "Подари жизнь" - с каждой оплаченной покупки 0,3% тоже перечисляется в фонд. Такую же сумму на счет добавляет сам банк.
Конечно, на слуху проекты крупных компаний, но не потому, что они больше тяготеют к социальному маркетингу, чем малый бизнес, а потому, что у них лучше работают pr-службы и более высокий уровень менеджмента, который понимает, как использовать социальный контекст. На самом деле социальная ответственность небольших предприятий ничуть не ниже. Когда мы приезжаем в регионы, то видим, сколько всего полезного для общества они делают. Благодаря этому лояльность населения к ним повышается, соответственно коэффициент конвертации продаж растет.
АСИ разработало проект дорожной карты по обеспечению доступа негосударственного сектора в социальную сферу, который, в частности, подразумевает передачу заказов от муниципалитетов бизнесу и НКО. Тем самым у граждан появится выбор по качеству и количеству услуг, а между частными и государственными учреждениями усилится конкуренция за монетизированные льготы. Я считаю, это разумный ход со стороны власти. Вместо того чтобы дальше дотировать определенные отрасли, она окажет поддержку предпринимателям, и те возьмут на себя часть функционала государства, снизив тем самым уровень социальной напряженности. Более того, выступят новыми налогоплательщиками.
В России много государственных и частных программ поддержки социального предпринимательства. Однако довольно низок уровень информированности целевой аудитории. Отсюда острый дефицит хорошо упакованных проектов.
Не наблюдается активности и со стороны регионов. Несколько лет назад минэкономразвития включило в свою программу поддержки МСП пункт о социальном предпринимательстве. На открытие собственного дела в этой категории можно получить до 600 тысяч рублей. Из всех субъектов РФ в 2013 году на реализацию мероприятий по этому направлению заявилось семь, федеральные субсидии получили шесть: Московская область, Забайкальский край, Республики Саха (Якутия), Северная Осетия - Алания, Тыва, ХМАО - Югра. Думаю, такие результаты объясняются неуверенностью региональных властей в том, что субсидия будет освоена.
В итоге сегодня мы имеем парадоксальную ситуацию: количество средств, которое различные институты поддержки готовы выделять социальному бизнесу, превышает спрос на эти самые средства. Отчасти тому виной отсутствие информации в деловой среде и самоидентификации социального предпринимательства.
Очень тонкий вопрос - ценообразование и контроль качества социальных бизнес-проектов. Я уверен, что никакие административные регуляторы здесь не требуются, потребитель сам проголосует рублем. Кроме того, можно привлекать инструментарий института СРО. Основной принцип социального предпринимателя: если цена может быть снижена, она должна быть снижена. Потому что задача у него - обеспечить максимальный доступ целевой аудитории к своему товару или услуге