Рейтинг человеческих недугов нынче не тот, что несколько веков назад. Инфекционные эпидемии, которые косили наших предков, уступили первенство социально значимым болезням. Вне конкуренции, например, проблемы сердечно-сосудистой системы, от которых в наше цивилизованное время умирает больше всего людей. Схема понятных действий, как сбить летальную волну сердечных недугов, сложилась за многие годы. И долгие десятилетия сомнений не вызывала. Следуя общепринятой концепции профилактики, известной даже школьнику, достаточно откорректировать образ жизни, исключив такие факторы риска, как курение, гиподинамию, лишний вес, и шансы избежать инсульта или инфаркта весьма высоки. Однако все ли так просто и верен ли на практике авторитетный профилактический прием?
Тон дискуссии задал Научно-исследовательский институт общественного здоровья и управления здравоохранением Первого Московского госуниверситета имени Сеченова.
Завлабораторией Игорь Гундаров рассказал коллегам о последних исследованиях. Специалисты НИИ изучили десятки международных программ профилактики устоявшихся факторов риска, которые в разные годы проводились в мире. Так вот, по его словам, ни одна из них не имела того успеха, на который делался расчет:
- В исследуемых группах проводилась коррекция факторов риска. Добровольцы изменяли подходы в питании, физической активности, избавлялись от вредных привычек. Однако специалистам не удавалось в целом достичь значительного снижения смертности в исследуемых регионах. О чем это говорит? О том, что известные нам факторы риска далеко не все, которые влияют на возникновение подобных заболеваний и их течение. Нужно искать и другие, индивидуальные, не менее важные и значимые для здоровья человека. И мы сейчас близки к ответу на этот вопрос.
Живое общение вывело на убеждение: от "массовой" профилактики заболеваний нужно переходить к "персонализированной", исходя из особенностей отдельно взятого человека. То есть кардинальный скачок от вала к личности. Обследовали, диагностировали, составили программу коррекции и вперед - к сохранению здоровья. Причем начинать просчитывать будущее организма нужно как можно раньше. Здесь в помощь современная диагностика и "генетические паспорта" - банк ДНК-данных человека и его семьи, содержащий анализ хромосом и всевозможных генов. К последнему в России, например, подступили вплотную.
В настоящее время по заказу Министерства здравоохранения России идет создание паспорта здоровья женщины. В него входят генетическое тестирование на скрытые мутации и предрасположенность к наиболее частым социальным заболеваниям.
Однако знание о поведении организма в будущем - еще не факт того, что человек будет придерживаться правил, которые уберегут его от болезней, считает заведующая кафедрой Гомельского государственного медицинского университета Тамара Шаршакова. Здесь нужно продолжать работу над переменой сознания в пользу ценности здоровья. Причем стандартные ходы тоже нуждаются в новом взгляде на привычное:
- Последние исследования показывают, что все больше людей заинтересовано в информации о сохранении здоровья. Однако источники ее получения, на мой взгляд, заслуживают интереса специалистов. Например, по одному из опросов 45 процентов респондентов получают нужные для себя сведения из Интернета, 34,2 - из специальных телевизионных программ, 28,7 - от медиков и лишь 2,9 процента в "школах здоровья" при поликлиниках. То есть картина такова, что необходимо осваивать новые ресурсы, чтобы полноценная информация действительно достигала целевой аудитории.
Все "болевые" точки здоровья, которые на конференции обсудили специалисты, для белорусских и российских медиков станут темой для совместных трудов. Так, Гомельский государственный медуниверситет и НИИ Первого Московского госуниверситета имени Сеченова подписали договор о сотрудничестве. Ближайшие проекты для возможного соучастия - создание системы персонализированной профилактики, центра мониторинга общественного здоровья, разработка методов повышения рождаемости... Кроме того, Гомель готов объединить под своим "крылом" научные интересы других вузов России, ближнего и дальнего зарубежья.