Зара: Под белорусские песни я укачивала сыновей

На сцене Театра Российской армии стояла прекрасная восточная женщина и звонко, звучно и с нежностью выпевала слова белорусской колыбельной "Купалiнка-купалiнка, цемная ночка, цемная ночка, а дзе ж твая дочка...". Зара, одна из популярнейших российских эстрадных певиц, к радости людей, по-настоящему разбирающихся в музыке, становится завсегдатаем праздников белорусского искусства. Выступив на праздничном концерте по случаю Дня единения народов Беларуси и России, она готовится петь и на "Славянском базаре в Витебске". Наш разговор мы начали именно с нее, с до сих пор звучащей в голове колыбельной...

Скажите, Зара, почему вы выбрали именно "Купалинку", наверное, за ее мягкость, за ласковость...

Зара: Я впервые спела эту песню на своем сольном концерте в Минске несколько лет назад. Я стараюсь делать такие сюрпризы зрителю страны, в которой выступаю, и когда учила "Купалинку", то попросила своих белорусских друзей помочь мне в работе над произношением. Пою я ее акапельно, без аккомпанемента, чтобы высветились вся душа и прелесть этой песни. Кстати, когда я укачивала своих маленьких сыновей, я очень часто пела им "Купалинку".

На концерте вы исполнили и "Эхо любви" Анны Герман - ее сегодня мало поют. У вас есть какой-то секрет, как классические советские песни подавать современной публике?

Зара: Секрет в том, что секретов нет, нужно просто приблизиться к первоисточнику. Анна Герман пела не только голосом - а вокальные данные у нее были потрясающие - она пела душой. И вот эту песню мне тоже нужно было просто пропустить через себя. Я пою профессионально с 12 лет, многое делала по наитию, многое пришло после окончания Академии театрального искусства в Санкт-Петербурге, где мы работали над вещами Достоевского, Тургенева, Чехова и нас учили работать с актерским, театральным материалом. К песне я отношусь как к материалу актерскому, театральному, а не только певческому. Мне всегда надо "разобрать" песню, понять для себя, от какого лица ее петь, каким должен быть внешний образ, какие привнести краски вокальные. Бывает, что работа над песнями затягивается у меня до года.

А что осталось в вас от девушки, которая поступала когда-то на филологический факультет? Что из той поры вам сегодня полезно? Успех изменил вас?

Зара: Могу сказать, что осталась очень доверчивым человеком, в чем-то наивным, верю по-прежнему в порядочность людей. В чем-то пришлось стать жестче, стараться не все пропускать через себя, потому что я должна беречь себя для семьи. А что касается раннего успеха, побед на детских конкурсах, то это абсолютно никак на меня не влияло, я только набиралась опыта и многому училась. Это меня закаляло как артистку, но говорить о каком-то успехе... Я бы такими словами не разбрасывалась. Я с медалью окончила школу, с отличием - музыкальную школу. Это было мое естественное состояние.

То есть состояние успеха - ваше естественное состояние?

Зара: Не успеха, а какой-то внутренней удовлетворенности. Наверное, мне слово "успех" просто не очень нравится. Состояние, что я хорошо выполнила работу и получила за нее награду, зрительское отношение, полные залы, аплодисменты - это для меня самое главное, это и есть успех.

А вот из ваших интервью можно подумать, что любовь публики вам дается очень просто.

Зара: Это должно так выглядеть, что все дается очень просто. На самом деле в этой жизни очень многое дается очень непросто: и семейная жизнь - большая работа, и творчество - тоже очень большой труд. И не только мой, но и моей команды - продюсера Виктора Дробыша, композиторов, с которыми я работаю, директора, музыкантов, звукорежиссеров. Это все серьезнейшая системная работа, в которой как только ты останавливаешься, то сразу выпадаешь из обоймы.

То есть где-то не дотянул ноту, вполсилы спел, недостаточно тщательно отрепетировал...

Зара: Недотянул - это ерунда. Когда мы поем живьем, бьемся за живой звук, то какие-то недочеты публика, надеюсь, прощает, видя, что человек поет без "фанеры", что он честен по отношению к зрителю, и зритель отвечает взаимностью. Я больше переживаю, когда мы не дотягиваем до настоящего качества в аранжировках, когда, например, акустика зала не позволяет услышать тебя так, как хотелось бы.

Зара, работа для вас, как видно, всегда на первом месте. Вы ведь даже беременной ездили в туры, выходили на сцену к микрофону.

Зара: Просто очень многие туры были расписаны еще до того, как я узнала о том, что буду мамой, и чтобы не подводить организаторов, я не стала отказываться. Да я и чувствовала себя тогда очень хорошо, не было такого, чтобы пришлось где-то себя пересиливать или делать во вред здоровью. Люди по-разному переносят прекрасный период беременности, и мне, например, совсем не хотелось лежать, у меня все было в порядке.

Помимо сайта официального вам посвящено сразу несколько интернет-страниц, созданных вашими поклонниками. Вас не утомляет фанатское внимание? Не хочется иной раз тишины при такой нагруженности семейной и рабочей?

Зара: Работа с поклонниками - это часть профессии, определенная обязанность артиста. Более того, у меня очень деликатные поклонники, в какой-то степени отражение меня самой. Да, они делают сайты, выпускают дайджесты, странички, я к ним отношусь с большим уважением, стараюсь прислушиваться к ним, а они - ко мне.

В прошлом году вы выпустили двойной диск романсов "В темных глазах твоих". "Ах ты, степь широкая", "Я несла свою беду", " Не говорите мне о нем" - совсем не модная сегодня музыка. Вам не важно быть в струе?

Зара: Вы знаете, безусловно, существует коммерческая музыка, которая держит тебя на плаву, кормит тебя, но при этом есть искусство, к которому ты тяготеешь душой. Альбом "В темных глазах твоих" - как раз из такого числа, моя аудитория ждала его с нетерпением, он записывался много-много лет, и далеко не все подготовленные номера вошли в альбом. Я рада, что эта работа все же состоялась, но уже на подходе материал на два следующих альбома, и они будут оба эстрадные.

Вы из за такой раздвоенности и не хотите, чтобы ваши сыновья стали артистами, занимались шоу-бизнесом?

Зара: Мне просто кажется, что это сложная профессия, особенно для мужчин. Женщина-певица, актриса - это чуть больше, чем женщина. А мужчина-актер - это чуть меньше, чем мужчина, потому что он больше зависим от своего успеха, от востребованности, от обожания. И когда мужчина этого не получает, то это неудовлетворенность на всю жизнь, рядом с таким мужчиной очень некомфортно, неудобно жить. Сейчас мой старший сын увлекается хоккеем, а младшему очень нравятся иностранные языки, но если я увижу у мальчиков реальные артистические способности, я их, конечно, поддержу...