Могу предсказывать будущее Украины, поскольку моя Латвия этим путем уже прошла...
Рига с советские времена была самым либеральным городом СССР. Цензура тут была не столь строга, а идеология - не столь заскорузла. Когда в середине 80-х грянула "перестройка" и "гласность", Рига ее возглавила. Тогда к нам хлынул весь "андеграунд" страны - музыканты, художники, киношники, поэты.
Компания собиралась русско-латышско-еврейско-грузинско-татарско... и так далее, все 200 национальностей великого СССР. Выпивали, общались, пели, критиковали "совок", из динамиков накатывала волна нового русского рока: "Мы хотим перемен", "Этот поезд в огне", "Не стреляй"... Тогда у меня появилась масса друзей среди молодой латышской творческой интеллигенции - журналисты, писатели, художники.
В конце 80-х в Латвии начались первые "майданы". Народ стал выходить на площади и толкать революционные речи в стиле "банду геть!" и "Латвия - це Европа!". Власти пытались их разгонять, но вяло, без фанатизма. Как Янукович - киевский майдан.
Надо сказать, что латышей в их "освободительной борьбе" против "тоталитаризма" тогда поддержали практически все русские Латвии. Чугунная советская идеология достала, страна нищала на глазах, коррупция и воровство в среде партийных бонз были очевидны... Мы тогда думали, что это - предел бесстыдства власть имущих. Как мы ошибались...
Потом как-то незаметно "освободительная борьба" начала приобретать акцент "национально-освободительной". Появился неслыханный до этого термин - "оккупация" (так они стали называть советский период истории Латвии), а потом как следствие - "оккупант" (так стали называть нас, русских).
Я тогда высказал недоумение своим латышским интеллигентам: это как понимать, я для вас - "оккупант"? "Ну что ты, Ю-у-ура, ты - наш, - ответили мне латышские интеллигенты. - Ты наш язык знаешь, нашу культуру. Оккупанты это - "коммуняки", "быдло" и "ватники". Они против свободной Латвии. А ты же не против?"
В 1990-м СССР начал сыпаться, народ стал злее, на латвийских "майданах" произошло несколько стычек с милицией. И тут на сцену вышли откуда-то взявшиеся защитники нашего "майдана" - эдакий латышский "Правый сектор" - боевики в белых беретах, в форме и с оружием. Власти в ответ спустили на них латвийский "Беркут" - рижский ОМОН.
В январе 91-го произошла перестрелка между городской милицией (сторонниками "майдана") и рижским ОМОНом (который был за нашего "януковича"). Январь, ночь, центр Риги, трассирующие пули над головой... Я там оказался случайно и видел эту пальбу от начала до конца своими глазами. Свидетельствую: обе милиции стреляли чисто для острастки - в воздух и стены. Так, чтобы, не дай бог, не попасть друг в друга.
Однако же погибли 5 человек - 2 милиционера, 2 кинооператора, снимавшие бой, и подросток-зевака. Кроме одного милиционера, все стояли далеко от линии огня и пули получили даже не в грудь, а в спину. Угадайте, чьи были пули? Правильно! Снайпера, стрелявшего издалека. Его до сих пор ищут...
Потом были баррикады, палатки, костры, провокации, стычки. В конце концов наша злочинна влада ушла в отставку. Главным виновником жертв был объявлен наш "Беркут" - рижский ОМОН... А знаете, какой закон приняла новая латышская влада одним из первых? Закон о государственном языке! Запретила русский язык в официальной жизни... Узнаете?
Это я описал внешние события. Что же касается внутренних изменений наших "майданов", там происходило все точно так же. Примерно в одно и то же время национально-освободительные кричалки сменились националистическими: "Латвия для латышей" ("Украина для украинцев"), "Чемодан-вокзал-Россия" (эта кричалка у нас общая), "Коммуняку - на гиляку" (есть у нас латышский аналог этого лозунга)... Появились свои "бандеровцы" - молодые наследники латышского легиона СС. Начали маршировать с факелами и эсэсовской символикой... до сих пор маршируют, уже второе поколение эсэсовцев подросло...
Мои латышские интеллигенты успокаивали: "Ю-у-ура, не бери в голову. Это - клоуны, их поддерживает всего 3% населения. Покричат и разойдутся". Теми же словами три месяца назад меня "лечили" украинские друзья... Я им кричал в телефон: "Ребята, они не разойдутся! Это - фашисты, а фашисты никогда не уходят сами! Они подомнут вас под себя! Они вас заставят прыгать под речевку "Кто не скачет - тот москаль".
Первый закон, который приняла латвийская "майданная" влада в 1991 году - закон о гражданстве. По этому фашистскому закону практически все нелатыши в одну ночь лишились гражданства страны. Мои интеллигенты стыдливо попрятали глаза: "Это, конечно, несправедливо..." - "Так выступите, заявите своим "правосекам", что они раскололи народ! Вы же - совесть нации!" - "Понимаешь, Ю-у-ура, если мы выступим против, то получится, что мы не признаем оккупацию, а значит, мы идем против латышей..." Вот оно: "кто не скачет" в латышском варианте - "кто не скачет, тот оккупант".
У нас сейчас можно стать гражданином Латвии через натурализацию. Для этого следует сдать экзамен по языку и обязательно - по истории. А в официальной латвийской истории черным по белому написано, что наши отцы и деды, обильно полившие кровью латвийскую землю, освобождая ее от фашистов, - оккупанты. То есть хочешь стать гражданином страны - признай оккупацию, попрыгай на костях отцов и дедов. Потому что кто не скачет...
Мои украинские друзья (тоже интеллигенты) сейчас горестно спорят, в какой именно момент майдана благородная идея борьбы за евроинтеграцию и против коррупции перешла в самый настоящий кровавый фашизм. Где нужно было сказать "стоп" тем, "кого поддерживает всего 3% населения".
Вот слова Юрия Шевчука, за которые его испинали все российские ура-патриоты: "И киевляне, мои друзья, они ведь на майдан ходят как на работу просто. Они днем работают, а вечером - на майдане. Все мои друзья. Это совершенно не радикалы, не националисты..."
И дальше: "То, что на майдане разные силы - это тоже правда. Но вы поймите, революция ведь такая вещь. Туда стекаются не только лучшие люди, которые хотят добра всем и каких-то новых отношений между людьми. Туда собирается и маргинальная часть, и жулики, бандиты и все... Но стоит отделять зерна от плевел".
Единственная разница между рижским и киевским майданом: киевские события утрамбовались в три месяца, а наши тянулись три года. Зато мы в Латвии успели все внимательно рассмотреть. Мои наблюдения: эти 3% фашистов на нашем и вашем майданах были с первого дня. Скажу больше: они нас с вами там ждали.
Ребята-украинцы, уважаемый Юрий Юлианович, говорить "стоп" и отделять зерна от плевел нужно было в тот самый вечер 21 ноября прошлого года, когда "совершенно разные силы" собрались на площади, чье название уже стало нарицательным и страшным. С фашистами нельзя блокироваться, с ними нельзя иметь общих дел, какими бы благородными ни были цели. 3% дерьма превращают в дерьмо бочку самого лучшего меда. В кровавое дерьмо.
Но это еще не самое худшее. Худшее то, что фашизм в своем зародыше питается и растет как раз на поддержке такой свободолюбивой интеллигенции вроде моих друзей латышей, моих друзей киевлян, на поддержке наивного и честного Юрия Шевчука... Те ублюдки, которые сейчас жгут людей в Одессе и расстреливают в упор безоружных мужиков в Мариуполе, три месяца назад весело орали на майдане: "Шевчук за нас! Слава Украине!"
Скажу честно: в победе латышских фашистов в 1991-м есть и мой скромный вклад. 25 лет назад я тоже по-интеллигентски поддержал их "борьбу с тоталитаризмом". Поддержал морально. С тех пор отмываюсь от дерьма, в которое ступил по молодости и неопытности. Многие из наших латвийских русских тогда проявили свое свободолюбие в ненужное время в ненужном месте...
Личное обращение: тезка, ты меня вряд ли помнишь, много лет прошло. Пару раз в конце веселых 80-х мы встречались на тусовках в Питере, пару раз - в Риге. Я тогда, как радиоинженер, занимался при Рижском рок-клубе записью твоих концертов "для вечности" на катушечный магнитофон. Однажды мы с тобой поболтали под рюмку и обнаружили, что - одногодки и земляки по степени "солнечности". Ты родился в Магадане, а я - в Норильске. Беседовали на "ты"...