Новости

22.05.2014 00:42
Рубрика: Экономика

Запасной вариант

Инвестпроекты по развитию АПК и промышленности Крыма будут дорабатываться
Уникальные природные ресурсы Крыма в скором времени будут востребованы для нужд не только местной, но и всей экономики России. Министр регионального развития РФ Игорь Слюняев в конце марта заявил, что "Крым не испытывает недостатка в инвестпроектах". Более того, он подтвердил, что уже сформирован региональный инвестпортфель, включающий АПК (в основном проекты по развитию производства винодельческой, молочной продукции, эфирных масел), транспортную инфраструктуру (реконструкция морских торговых портов, автодорожные концессии), промышленность (с акцентом на приборостроение) и курортно-туристический сектор.

По экспертным оценкам, внутренний региональный продукт полуострова увеличится минимум вдвое, в том числе объем промышленной и агропродукции - соответственно, не меньше чем в 1,5 и 1,7 раза, если будут востребованы природно-климатические и другие ресурсные возможности полуострова. К примеру, не исключено, что в регионе будет восстановлено развитие хлопководства. Еще в сентябре 2002 года министерство агропромышленного комплекса Крыма приступило к разработке программы возделывания хлопка на территории полуострова. Поводом к этому послужили результаты анализа опытных образцов хлопка, выращенного в Крыму. Напомним, что хлопок успешно возделывался на полуострове (в его центральном и юго-восточном районах) еще в 1930-х - середине 1950-х гг., но затем эта отрасль, как и в Нижнем Поволжье и на Северном Кавказе, была фактически директивно закрыта.

Специалисты Московского НИИ хлопчатобумажной промышленности, производившие в 2002-м анализ опытных хлопкопосевов, пришли к однозначному выводу: Крым может выращивать сырец первого сорта. По тем же оценкам, почва и солнечная активность на полуострове соответствуют достижению должного качества хлопкового сырья. Причем, по российским оценкам, эффективность возделывания хлопка в Крыму может на 20-30% превышать его производство на экспериментальных плантациях в Астраханской области. По разным оценкам, выращиваемый в этих регионах хлопок может примерно на 15% обеспечить среднегодовой спрос на это сырье в РФ. Сегодня, напомним, Россия более чем на 95% зависит от ввоза хлопка-сырца и его полуфабрикатов.

Освоение уникальных "кладовых" озера-моря Сиваш (северо-восток Крыма) тоже важно для крымских и общероссийских потребностей. В том числе в лечебно-курортной сфере. Общие запасы солей и рассолов Сиваша составляют не меньше 200 млн тонн. Здесь в изобилии хлористые соединения натрия, калия и магния, а также бромистый магний, сульфат магния, фосфатосодержащее сырье и т.п. Это важнейшая сырьевая база для фармацевтики и в целом для химической индустрии. А также для рыбной промышленности, ибо этот район богат также разнообразными ресурсами рыбы. Но до последнего времени все упомянутые ресурсы здесь использовались, что называется, по остаточному принципу.

Однако комплексное развитие Сивашского района может сдерживаться отсутствием здесь сквозного сухопутного сообщения. Точнее, Сиваш отделен от Азовского моря узким перешейком - Арабатской стрелкой, простирающейся с Керченского полуострова до северо-восточной границы российского Крыма с Украиной. В северной, то есть в украинской части этой стрелки была узкоколейная железная дорога от примыкающего г. Геническ (Херсонская область Украины) до пункта Стрелковое, но в 1980-х ее разобрали. А до этого был отклонен проект продления данной дороги на юг - до района стыковки Арабатской стрелки с Керченским районом Крыма, точнее - по маршруту Стрелковое - Валок - Потоманово - Рожкова - Соляное - Арабат.

Один из экспертов по вопросам развития транспортной сети - Валерий Крамин считает, что требуется транспортное развитие ряда районов Крыма, примыкающих к азовскому и черноморскому побережью. Это связано с промышленно-энергетическими и лечебными ресурсами Крыма, часть которых сосредоточена в отдаленных районах полуострова, и Сивашский район - не исключение. С учетом этих факторов, может потребоваться отдельная подпрограмма экономического развития Сивашского района Крыма. В то же время, многие субъекты РФ активно налаживают хозяйственные связи с Крымским регионом. Так, на состоявшемся в конце марта заседании правительства Карелии, ее премьер-министр Александр Худилайнен отметил, что "республика готова поставлять на полуостров деловую древесину, пиломатериалы, щебень. Перспективно также участие Карелии в разрабатываемой федеральной программе развития Крыма: это может быть весьма полезное сотрудничество".

При этом Александр Худилайнен добавил, что "железная дорога может пойти навстречу взаимным связям: возможно, что на перевозки будут установлены специальные тарифы, но пока этот вопрос остается открытым". В то же время "у Карелии есть вариант водной доставки грузов в Крым" (Волго-Балт - Волго-Дон - Азовское море-Крым. - Прим. ред.)

Между тем

Минрегион России поддержал разработанные минэкономразвития предложения по условиям создания в Республике Крым и городе Севастополе особой экономической зоны. Предполагается, что ОЭЗ позволит привлечь в эти регионы инвестиций, прежде всего в сферу сельского хозяйства, логистики, туризма, высокотехнологичных отраслей промышленности, а также формирование комфортной и удобной среды ведения бизнеса, развитие судоходства и судостроения.

Экономика АПК Экономика Отрасли Промышленность Экономика Туризм ЮФО Республика Крым