22.05.2014 23:20
    Рубрика:

    Почему эмалевые циферблаты на часах встречаются реже чем лакированные

    Трудоемкая и капризная технология эмалирования давно пополнила бы собой список утраченных современным человечеством навыков, если бы не стремление часовых производителей к созданию совершенных циферблатов. Покрытые несколькими слоями эмали они поражают глубиной и исходящим от них внутренним свечением. А еще - не утрачивают интенсивных оттенков цвета с течением времени. Украшенные эмалью музейные экспонаты и по сей день сияют так же, как и в момент их создания.

    Иногда эмаль называют "жидким стеклом". В исходном виде она представляет собой порошок на основе диоксида кремния, сурика и соды. Нужный цветовой оттенок создают минеральные добавки: серый - железо, зеленый - хром, красный - йод. Разведенный до жидкого состояния состав наносят на металлический циферблат слоями при помощи кисточки или гусиного пера. Затем заготовка отправляется в муфельную печь, где нагревается до 800-1200 С, при которых эмаль проникает в поры металла и образует однородное покрытие. После охлаждения операция повторяется до 4-5 раз, чтобы добиться необходимого оттенка и глубины цвета. Проблема в том, что в процессе обжига и охлаждения эмаль может треснуть или оставшиеся в составе пузырьки воздуха оставят на покрытии крошечные изъяны. Только опытный мастер-эмальер, многократно прошедший все этапы, способен верно оценить все производственные риски.

    В общем объеме производства эмалевые циферблаты занимают весьма малую в сравнении с лакированными долю. Коллекционеры и просто ценители тонкой работы с трепетом относятся к сложности, изысканности деталей, реалистичности изображения и тому особому, магическому эффекту, которые производят на наблюдателя часовые эмалевые миниатюры. На примере отдельных моделей представляем различные техники эмалирования.

    Blancpain Villeret 8 Jours

    Монохромная техника grand feu ("гран фё") обычно применяется для классических моделей. Несколько слоев белой эмали наносятся на золотой диск, служащий основой циферблата, и друг за другом обжигаются, что способствует последовательному проявлению цвета. Контрастные цифры и метки наносятся иголкой. Игра света на эмалевом циферблате позволяет увидеть выписанный тон в тон между часовыми метками фирменный логотип "JB" - такой тайнописью эмальеры с давних пор визируют свои работы.

    Ulysse Nardin Classico Amerigo Vespucci

    Применена одна из наиболее изысканных техник: cloisonne ("клуазон") или перегородчатая эмаль. Контуры рисунка обозначаются на циферблате полосками золотой проволоки толщиной 0,07 мм (не толще человеческого волоса), которые припаиваются к основе. Затем каждая отдельная получившаяся клетка в пять слоев заполняется эмалью нужного оттенка. В промежутках между нанесением очередного слоя заготовка обжигается, а готовое изделие полируется. Техника cloisonne позволяет создавать многоцветные миниатюры - такие, как изображение парусника, названного в честь знаменитого путешественника Америго Веспуччи. Модель Classico Amerigo Vespucci продолжает традиции коллекции Classico Cloisonne с реалистичными изображениями знаменитых кораблей.

    Vacheron Constantin Metiers d Art Fabuleux Ornements "Indian manuscript"

    Циферблат этих часов (одних из четырех, составляющих сет Metiers d Art Fabuleux Ornements, вдохновленных декоративным искусством разных народов) выполнен в технике champleve ("шамплеве") или выемчатой эмали. Гравер резцом вырезает на поверхности заготовки циферблата углубления различной формы и диаметра, которые впоследствии заполняются эмалью разных оттенков. Обжечь эмаль 10 разных оттенков, расположенных так близко друг к другу, исключительно сложно: этот процесс требует почти сверхъестественных навыков. После работы эмальера гравер наносит растительные орнаменты, прекрасно сочетающиеся с гравировкой скелетированного ультратонкого механизма.

    Cartier Ballon Bleu de Cartier 39 mm Flying Tourbillon

    Техника flinque ("флёке") предусматривает, что на предварительно украшенный узором гильош диск циферблата наносится минимум четыре слоя одноцветной эмали, при этом после каждого прохода эмальера он обжигается. Результатом становится глубокое полупрозрачное покрытие, причудливо отражающее свет. Представленная модель с ручным заводом и "парящим" турбийоном стала одной из самых впечатляющих премьер марки в нынешнем году и будет выпущена серией из 100 экземпляров в корпусе диаметром 39 мм из белого золота.

    Jaquet Droz Petite Heure Minute Paillonne39 мм

    Набирающая популярность эмалевая техника paillonne ("пайоне") позволяет внести в одноцветное покрытие grand feu искорку, создаваемую включением пайеток (в описываемом изделии - из золота). Конечный результат впечатляет благодаря гармонии золота и небесной лазури: стрелки из вороненой стали гармонично сочетаются с темно-синим циферблатом, в основе которого лежит золотой диск, а корпус диаметром 39 мм из розового золота бросает отсвет на изысканный цветочный мотив золотого узора и черный ремешок из кожи аллигатора.