Антон Фаул, директор по развитию Южноафриканского Таможенного союза (ЮТС)
В последнее время активно развиваются торговые и инвестиционные связи Южной Африки с Таможенным союзом (ТС). Однако их дальнейшее развитие может потребовать создания правовой базы взаимоотношений ТС с ЮТС, в котором, наряду с ЮАР, участвуют Ботсвана, Намибия, Лесото и Свазиленд.
Объемы взаимной торговли стран ТС и ЮТС к 2014 году увеличились примерно вдвое по сравнению с началом 2000-х годов. Развивается и инвестиционный обмен между странами -участницами этих блоков. Конечно, основная часть этих связей - свыше 70% - приходится на Россию и ЮАР, но в последние годы растет торговля между другими странами. Также расширяется ассортимент взаимных поставок товаров и услуг.
Российский бизнес инвестирует примерно в 10 отраслей ЮАР, включая энергетику, горнодобычу, а также в транспортную инфраструктуру. Южноафриканские инвестиции по нарастающей направляются в перерабатывающие отрасли и в сектор услуг стран ТС. В частности, инвесторы из ЮАР поучаствуют в создании крупного терминала по перевалке плодоовощей в районе Санкт-Петербурга. Не исключаются южноафриканские инвестиции в производство нефти и нефтепродуктов из угля или сланцев в странах ТС.
Свазиленд и Намибия тоже заинтересованы как в российских или белорусских промышленных инвестициях, так и в поставках в ТС своей сельхозпродукции. Встречная заинтересованность в развитии отношений с Южной Африкой проявляется в Белоруссии и Казахстане. Например, основными экспортными позициями белорусской промышленности в ЮАР в 2013 году стали карьерные самосвалы "БелАЗ", крупногабаритные шины, запчасти для автомобилей, электродвигатели и генераторы. Эта структура белорусского экспорта показывает высокую востребованность на рынке ЮАР высокотехнологичной продукции не только из России, но и из Белоруссии. Экономические взаимоотношения между ЮАР и Россией выходят на такой уровень, при котором двусторонние связи начинают трансформироваться в межблоковые отношения. А это потребует подготовки правовой базы такого сотрудничества. Мы рассматриваем эти тенденции как долговременные и взаимовыгодные.
И ТС, и ЮТС работают над созданием общего рынка товаров, инвестиций, услуг и рабочей силы, но это сложный процесс - процесс подетального согласования интересов стран-участниц по вопросам внутри- и внешнеэкономической политики. У стран разные экономико-географические условия и разный уровень социально-экономического развития.
Не менее сложным является вопрос общерегиональной валюты. В 2005 году руководитель Центробанка ЮАР Тито Мбовени заявил, что не раньше 2016 года может появиться валюта Сообщества развития Юга Африки (SADC) - более широкого, чем ЮТС, регионального объединения, созданного в 1992 году в составе 14 стран Южной и Юго-Восточной Африки. Основное финансовое обеспечение региональной валюте предоставят ЮАР и Ботсвана: доля этих стран достигает 80% в совокупном ВВП Сообщества развития Юга Африки. На эту валюту - афро - смогут перейти все 14 стран - участниц SADC. Вероятно, опыт ЮТС по формированию единого финансово-экономического пространства может пригодиться Таможенному союзу РФ, Белоруссии и Казахстана.