Поставщикам госконтрактов предоставят несколько гарантий

Компаниям, претендующим на статус поставщика товаров и услуг для министерств, ведомств и муниципалитетов, скоро станет легче решать вопросы с банковскими гарантиями, необходимыми для обеспечения своих обязательств. Законопроект, разрешающий подкреплять исполнение госконтракта гарантиями сразу от нескольких банков, внесен в Госдуму. Документ разрешает поставщику предоставлять организатору аукциона и госзаказчику "смешанное" обеспечение своих обязательств - банковскую гарантию и денежные средства одновременно. Допускается возможность обеспечения исполнения контракта как банковской гарантией, выданной одним банком, так и банковскими гарантиями, выданными несколькими банками. По словам автора законопроекта, депутата Госдумы Анатолия Аксакова, сегодня прямого запрета на объединение сумм гарантий нет, но на практике такого не встречается. И поскольку у многих добросовестных организаций нет нужного размера капитала, они не могут стать гарантами и участвовать в конкурсах.

Документ разрешает потенциальным поставщикам товаров и услуг для госнужд предоставлять электронную версию банковской гарантии. "Действующее законодательство прямо не запрещает использование банковской гарантии в электронной форме, но в нем отсутствуют нормы, регулирующие такие отношения", - пояснил Анатолий Аксаков.

Если законопроект будет принят, круг лиц, имеющих доступ к сведениям, содержащимся в реестре банковских гарантий, ограничат. Доступ к информации будут иметь только принципал, бенефициар, гарант, ЦБ РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный контролировать сферу закупок, Федеральное казначейство.

"С 1 января 2014 года вступил в силу закон N 44-ФЗ, существенно ужесточивший требования к участникам госзакупок, в том числе и по гарантиям исполнения государственного и муниципального контракта, - говорит Виталий Дербеденев, генеральный директор компании "Финансовый и организационный консалтинг". - В частности, гарантии выполнения договора со стороны исполнителя стали обязательным условием госконтракта независимо от его стоимости и наличия аванса. Кроме того, в качестве гарантии стали приниматься только банковские гарантии от уполномоченных банков и денежные средства. Более чем половине банков было запрещено выдавать гарантии для госконтрактов. Страхование ответственности перестало быть средством обеспечения выполнения госконтракта".

По словам Дербеденева, в итоге благие пожелания - избавиться от участия в торгах фирм-однодневок, исчезающих вместе с авансом, - существенно осложнили жизнь добросовестным компаниям, особенно малому и среднему бизнесу, у которого наибольшие проблемы с получением банковского кредитования, а гарантия, как известно, является кредитным продуктом.