Итак, отныне будет запрещено курить в поездах дальнего следования, на судах дальнего плавания, в гостиницах, общежитиях и прочих предприятиях гостиничного бизнеса, в предприятиях бытовых услуг, торговли, общественного питания, рынках, пассажирских железнодорожных платформах пригородного сообщения. Масштабные ограничения ждут торговлю: продажа табачных изделий прекратится в киосках и будет разрешена только в магазинах и павильонах. Запрещается розничная торговля табаком на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли (за исключением сел, где нет магазина), дистанционным способом и с использованием автоматов.
А в магазинах под запрет попадает свободная выкладка табачных изделий - теперь их будут продавать только по запросу покупателей, "из-под прилавка". Чтобы покупатели могли ориентироваться, в торговом зале можно будет вывесить лишь список табачных изделий - с указанием цены, но без каких-либо картинок, только текстовой.
При демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, а также теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых демонстрируются табачные изделия и процесс курения, организатор должен будет обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака перед началом или во время демонстрации.
В общем, прижали любителей табака по полной. Однако, как известно, строгость наших законов часто искупается необязательностью их исполнения. И это еще раз доказали предыдущие ограничения. Напомним, с 1 июня прошлого года было запрещено курение и продажа табачных изделий на территориях и в помещениях учреждений образования, культуры, по делам молодежи, физкультуры и спорта, а также на территориях и в помещениях медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных учреждений и социальных служб. Было запрещено курить также в помещениях государственной власти и местного самоуправления; в самолетах, всех видах городского и пригородного транспорта (включая водный). Однако на практике далеко не все эти запреты соблюдаются. Так, у входов в вокзалы и на станции метро не видны объявления о 15-метровой "зоне отчуждения" для курильщиков, редко слышны и объявления по громкой трансляции. Полицейские отводят взгляд от нарушителей, а о том, что где-то наказали руководителя предприятия за нарушение закона, и вовсе не слышно.
Не помогло даже введение в действие поправок в КоАП и Закон "О рекламе" о штрафах за нарушение новых норм. И штрафы немалые. Рядовому гражданину, нарушившему запрет на курение в местах, определенных законом, положено раскошелиться на суммы от 500 до 5 тыс. рублей. Штрафы для индивидуальных предпринимателей составляют от 30 до 40 тыс. рублей, для должностных лиц - от 5 до 50 тыс., а для юридических - от 30 до 600 тыс.
Но кто и как должен следить за исполнением закона теми же должностными и юридическими лицами, а также за нашими соседями по дому, попутчиками по транспорту и начальниками на работе, неясно. Вот и продолжают курить несознательные граждане на территории вокзалов, у станций метро, на лестничных клетках и - увы! - прямо на рабочих местах. И ничего, никого пока не штрафуют.
Есть опасения, что и новые строгие нормы далеко не все будут соблюдать. Скорее всего, смирится с лишениями только торговля - за ней пригляд строгий и постоянный. Возможно, после непродолжительной борьбы сдадут позиции и рестораны-бары-кафе. Или найдут пути обхода. "Я лично не курю и не люблю, когда рядом со мной курят, - заявил "РГБ" президент Барменской ассоциации России Сергей Цыро. - Но я против ограничений прав людей на курение - это их выбор. Мы боролись за то, чтобы в барах и ресторанах сохранились изолированные помещения для курильщиков, но нас не услышали. Что же, будем создавать закрытые клубы - любителей сигар, трубок или вроде того. Люди же не перестанут курить, если сами не захотят, а почему мы должны лишать их возможности культурного отдыха?"
"У нас страна холодная, заставлять людей выходить в мороз за двери гостиницы или ресторана, чтобы покурить, - это бесчеловечно, - поддерживает коллегу юрист Федерации рестораторов и отельеров Мария Орлова. - Конечно, люди не перестанут жить в гостиницах, но поток посетителей баров и ресторанов точно сократится. А если гость даже и придет, то быстро уйдет - это уменьшит средний размер чека. И наказывать за нарушения в конечном итоге будут не курильщиков, а бизнес, что несправедливо. Мы даже были готовы к затратам на обустройство специальных помещений для курящих, но нам в этом было отказано".
По опыту других стран мы знаем, что в первые месяцы после вступления закона в силу наблюдается снижение транзакций, однако ситуация нормализуется достаточно быстро, в течение 2-3 месяцев, более оптимистично настроена директор по корпоративным коммуникациям "Росинтер Ресторантс" Елена Мазур: "Возможно, запрет на курение станет для рестораторов проверкой на лояльность гостей. В наших ресторанах мы предлагаем гостям вкусные блюда, приятную атмосферу и высокий уровень сервиса по доступной цене и думаем, что сумеем удержать гостей, а также привлечь новую, некурящую аудиторию".
Владельцы киосков выступают против ограничений, мотивируя это тем, что табачная продукция будет менее доступна, а это неудобно покупателям. "Шаговая доступность табачных изделий беспрецедентна в России и странах СНГ, - возражает эксперт Российской антитабачной коалиции Виктор Зыков. - Нигде в мире нет такого количества точек, реализующих табак. Но такие киоски из-за их численности трудноконтролируемы. А по данным Роспотребнадзора и общественных организаций, основная доля нарушений в сфере торговли приходится именно на ларьки и киоски, часто в них продают табачную продукцию несовершеннолетним, что запрещено законом".
Никто не скрывает: законодательные меры по ограничению курения были введены для того, чтобы создать "неудобную среду" для курильщиков. Что касается предпринимателей, которые пострадают от запретов, то есть немало способов перепрофилировать бизнес - в киосках можно продавать выпечку, фрукты, овощи, мороженое, предметы первой необходимости и т.д. Ставить интересы предпринимателя над конституционным правом на охрану здоровья, считают законодатели, недопустимо. Но эти аргументы - прямо или опосредованно - продолжают высказывать противники закона с подачи производителей табачной продукции. "За активностью табачного лобби в России стоят транснациональные корпорации, работающие в двух направлениях - попытках вносить изменения в законодательство и атаках на общественное мнение, - считает депутат Госдумы, член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Носов. - Если говорить о законодательстве, то взять хотя бы последние два законопроекта о разрешении "курилок" в аэропортах, которые внесли сами же депутаты. Оба они противоречат Конвенции ВОЗ о борьбе с табаком и могут перечеркнуть тенденцию к снижению потребления табака и смертности в нашей стране, которые мы так четко впервые наблюдаем в этом году. Что касается давления на общественное мнение, здесь табачники не скупятся на разнообразие методов и приемов. Это и вброс фальшивых статистических данных, и создание марионеточных общественных организаций. Так, например, за месяц до рассмотрения антитабачного закона Госдумой появилась некая "организация киоскеров", возмущенная запретом курения в общественных местах. А сегодня об этих "киоскерах" уже ничего не слышно. Все это затрудняет работу закона. Неудивительно, что потом мы слышим высказывания о том, что закон не работает".