Минэкономразвития Приднестровья опубликовало специальное сообщение о рисках и угрозах в связи с планируемым подписанием соглашения. "В Молдове поэтапно будут отменены импортные таможенные пошлины на ввозимые товары из Европейского союза, что отрицательно повлияет на конкурентоспособность отечественных производителей и может привести к вытеснению их товаров с внутреннего рынка, необходимости поиска альтернативных рынков сбыта", - говорится в нем.
Соглашение между Молдовой и ЕС по созданию зоны свободной торговли предусматривает совмещение законодательных норм Молдавии с нормами ЕС. По сути, государство берет на себя обязательства по приведению существующих стандартов в различных областях - налогообложении, транспорте, таможенном законодательстве, энергетике - в соответствие с запросами европейского рынка. В тексте документа есть условие о том, что теперь все договоренности в торгово-экономической сфере, которые носят интеграционный характер, должны в полной мере соответствовать соглашению. "А ведь ряд его положений противоречит обязательствам, которые уже есть у нас по ранее заключенным договорам, в частности, в рамках не так давно подписанного договора о зоне свободной торговли СНГ, и некоторых других", - заметил директор департамента взаимодействия с органами Таможенного союза и экономического сотрудничества со странами СНГ минэкономразвития России Александр Цыбульский. По его словам, в основном эти обязательства касаются согласованной политики в области санитарных, фитосанитарных мер, технического регулирования, таможенного администрирования, вопросов доступа товаров на рынки, упаковки и маркировки, стандартизации и сертификации.
Эксперты считают, что отмена этих уже существующих договоренностей приведет к расхождению требований и ограничений, к необходимости их пересмотра, финансовым и временным затратам, что создаст значительные затруднения как для российских, так и для молдавских экспортеров. "У этой задачи есть всего два решения: или Молдавия не будет выполнять какие-либо из своих обязательств перед Россией или ЕС, или унифицировать требования", - пояснил Цыбульский. Вопрос лишь в том, чьи требования будут унифицированы.
В случае подписания документа молдавская сторона фактически передает принятие всех решений по участию Молдовы в интеграционных объединениях, таможенных союзах и зонах свободной торговли на уровень ЕС. И здесь возникают существенные риски в первую очередь для экономики Молдавии. Соглашение об ассоциации не наделяет республику статусом члена ЕС, то есть в идеальных условиях политика в сфере налогообложения, финансовых услуг, государственных закупок должна проводиться самостоятельно государством. При этом многие европейские директивы становятся для страны обязательными. И в то же время, не будучи членом ЕС, Молдавия в их выработке участвовать не может.
Молдавская сторона обосновывает односторонние действия по ускоренному выходу на подписание документа необходимостью обновления и модернизации отраслей экономики страны. Но экспертные оценки говорят о другом: переход молдавской экономики к европейским регламентам потребует значительных финансовых вложений. Размер затрат может превысить 2,5 млрд долл. Тот факт, что при существующем отрицательном сальдо торговли республики за 2013 год с приднестровским регионом в 4,16 млрд долл. (без Приднестровья - 3,1 млрд долл.) принимают столь дорогостоящие обязательства, вызывает недоумение. Бремя ляжет как на государство, так и на малый и средний бизнес. "Вряд ли в таких условиях можно что-либо модернизировать", - считает Александр Цыбульский.
Молдавия сейчас пользуется системой автономных торговых преференций в торговле с ЕС, что позволяет республике наращивать экспорт в страны ЕС, но даже такой льготный режим не снижает отрицательного сальдо республики в торговле с ними. По итогам 2013 года оно составило 1,46 млрд долл.
С того момента, как соглашение вступит в силу, ввозные таможенные пошлины более чем по 9 тысячам наименований таможенной номенклатуры ВЭД Молдавии (93% от их общего числа) должны быть обнулены, оставшиеся 7% будут снижены поэтапно. Таким образом эта мера распространится почти на весь (94,3%) импорт Молдавии из ЕС. Это, конечно же, повысит импорт на рынке республики. По словам Цыбульского, конкурировать с пользующимися поддержкой на уровне государства европейскими сельхозпроизводителями и тем более высокотехнологичными промышленными предприятиями молдавским компаниям будет трудно.
Впрочем, по оценкам экспертов, в случае открытия рынка Молдавии для европейских товаров и усиления конкуренции возникнет значительный риск фактического выдавливания молдавской сельхозпродукции с внутреннего рынка на рынок Таможенного союза. Это повысит риск торговли товарами, происходящими из ЕС, под видом произведенных или подвергнутых достаточной переработке в Молдове. "При таких ярко выраженных рисках по перетоку молдавских и европейских (под видом молдавских) товаров на таможенную территорию России и ТС в целом в качестве ответных мер может последовать усиление таможенного контроля на наших границах", - замечает Цыбульский. Одновременно возникнут значительные риски для Молдавии. Даже частичная потеря российского рынка сбыта для молдавских предприятий, по оценкам экспертов, не сможет быть компенсирована подобным ростом поставок в ЕС.
Для Молдавии потеря такого масштабного рынка как российский потребует пересмотра инвестиционных стратегий развития всех отраслей экономики. "Не факт, что на новых условиях западные инвесторы столь же охотно пойдут инвестировать в молдавские сельхозпредприятия, как это делали до сих пор российские компании", - подтверждают эксперты.
В ближайшие 2-3 года в Молдавии необходимо будет повсеместно обновлять промышленные плантации виноградников, природный ресурс которых уже исчерпан. Это весьма дорогостоящая процедура. Российский бизнес не раз высказывал интерес и готов помочь с реновацией и рекультивацией посадок. Но любой бизнес должен понимать, что создает задел на долгосрочные взаимовыгодные торгово-экономические отношения.