Предлагается дополнить федеральный закон главой VIII.I "Порядок обжалования решения об отказе в государственной регистрации" (статьи 25.1-25.6). Из названия предлагаемой главы следует, что она регулирует правоотношения, возникающие исключительно по обжалованию решений об отказе в государственной регистрации. Так, в ст. 25.2 проекта указано, что в отношении решений об отказе предлагается установить обязательный порядок обжалования решений в вышестоящий регистрирующий орган, без прохождения которого обращение в суд невозможно. В свою очередь, в отношении решений о госрегистрации такого обязательного досудебного порядка не устанавливается, т.е. заинтересованное лицо вправе обжаловать такие решения сразу непосредственно в суд.
Такая избирательность не совсем понятна. Представляется, что если и устанавливать досудебную процедуру обжалования, то тогда уж устанавливать ее для двух видов решений: как о регистрации, так и об отказе.
Суть предлагаемого порядка заключается в том, что жалоба на решение регистрирующего органа подается через регистрирующий орган, решение которого обжалуется в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Пропущенный срок может быть восстановлен. Регистрирующий орган, решение которого обжалуется, обязан направить жалобу в вышестоящий орган в течение трех дней со дня поступления жалобы. Решение по жалобе принимается вышестоящим регистрирующим органом в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее получения. Этот срок может быть продлен руководителем вышестоящего регистрирующего органа, но не более чем на пятнадцать рабочих дней.
Решение по результатам рассмотрения жалобы вручается или направляется лицу, подавшему жалобу, а также в регистрирующий орган в течение трех дней со дня его принятия. В случае отмены решения об отказе в госрегистрации регистрирующий орган обязан вынести решение по документам, представленным для госрегистрации, в срок не более чем пять рабочих дней. Таким образом, с даты подачи жалобы в регистрирующий орган до даты принятия нового решения о регистрации (в случае отмены прежнего) может пройти около 50 календарных дней, не включая сроки на пересылку дела и документов.
При этом в случае, если вышестоящий регистрирующий орган оставит в силе обжалуемое решение об отказе, то возможность обращения в суд у заинтересованного лица появится лишь ориентировочно спустя 40-45 календарных дней (без учета времени на пересылку документов). Если отказ регистрирующего органа был связан с несущественным событием для заинтересованного лица, например с внесением изменений в устав общества по мелким техническим вопросам, то это одна ситуация. Но часто встречаются ситуации недобросовестных действий со стороны третьих лиц в отношении общества, в том числе в виде смены директора, участника либо иных действий, которые влекут для реальных собственников утрату самого общества со всеми его активами, то такой порядок досудебного урегулирования, без которого невозможно обратиться в суд для обжалования отказа, представляется слишком долгим, требующим сокращения сроков на рассмотрение.
В п. 5 ст. 25.6 проекта указано, что в случае, если принятие решения о государственной регистрации на момент вынесения решения по результатам рассмотрения жалобы противоречит записям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) либо Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) после даты принятия решения об отказе в госрегистрации, но до принятия решения по результатам рассмотрения жалобы, выносится решение об отказе в госрегистрации.
Написано путано и требует конкретизации, но из этого абзаца следует, что если за период рассмотрения жалобы данные в ЕГРЮЛ или ЕГРИП уже изменились, т.е. новая регистрация будет противоречить измененным в ЕГРЮЛ или ЕГРИП данным, то, несмотря на уже состоявшуюся отмену со стороны вышестоящего органа, регистрирующий орган вынужден будет опять принять решение об отказе в госрегистрации. А это, в свою очередь, повлечет запуск нового процесса обжалования. Такая неопределенность явно может повлечь множество злоупотреблений и новых нарушений прав.
Также в законопроекте отсутствует указание регистрирующему органу на тот случай, если данные ЕГРЮЛ или ЕГРИП изменились уже после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы.
Возможно, в таких случаях было бы необходимо обязать вышестоящий регистрирующий орган самому производить госрегистрацию либо ее отмену. Или же было бы целесообразно предоставить вышестоящему регистрирующему органу возможность по ходатайству заинтересованного лица принимать временное решение о запрете новой государственной регистрации на период рассмотрения жалобы (обеспечительные меры).
Предлагаемый законопроектом порядок практически полностью воспроизводит процедуру обжалования ненормативных актов налоговых органов, указанную в главах 19 и 20 Налогового кодекса, применяемую в том числе для обжалования решений по итогам налоговых проверок. Следует признать, что этот порядок действительно направлен на снижение нагрузки на судебную систему. Правда, на практике зачастую защиту заинтересованного лица обеспечивает все равно суд, но не вышестоящий налоговый орган, который часто оставляет в силе обжалуемое решение нижестоящего налогового органа.
Павел Герасимов, генеральный директор юридического бюро "Падва и Эпштейн"