27.05.2014 12:10
    Поделиться

    Белгородский инновационный бизнес пытаются вывести из "долины смерти"

    Несмотря на ряд налоговых льгот и финансовую поддержку модернизации производств, белгородский бизнес по-прежнему не спешит вкладывать деньги в научные разработки и внедрять высокие технологии. Хуже того, даже малые инновационные предприятия с трудом выживают в непростых рыночных условиях. В рамках заседания "круглого стола" в областной Думе чиновники, депутаты, ученые и предприниматели попытались найти выход из этой ситуации, но универсального способа решить проблему не нашлось.

    Наших нет

    Председатель думского комитета по законодательству и инновационной деятельности Юрий Селиверстов отметил, что вопросы инновационного развития являются приоритетными на уровне облправительства и страны в целом. Однако в профильных рейтингах Белгородская область, несмотря на лидерство по многим направлениям социальной сферы и экономики, далеко не на верхних строчках. Так, по данным статистиков, в 2012 году регион занимал 11 место по инновационной активности среди субъектов ЦФО и 38-е в РФ, а по объему затрат на технологические инновации стал 14-м в округе и 53-м в России.

    Впрочем, как отметил депутат Виктор Филатов, статистические показатели не отражают всей сложности ситуации. Это мнение поддержали: в Белгородской области работает масса высокотехнологичных производств. В АПК внедрены успешные разработки, построен уникальный завод лизина и реализуются проекты в сфере альтернативной энергетики. Однако все новые технологии, как правило, - зарубежные, а продвигать хотелось бы белгородские инновации.

    И чиновники, и промышленники уверены: экономика не сможет развиваться дальше, не пользуясь достижениями науки. Однако между учеными, которые занимаются НИОКР, и реальным производством по-прежнему если не пропасть, то серьезный барьер. И даже законодательные стимулы для бизнеса пока не помогли его преодолеть.

    Замначальника облдепартамента экономического развития Ирина Корнейчук напомнила, что на региональном уровне для предприятий, производящих инновационную продукцию, принято немало налоговых льгот. Более того, для тех, кто вкладывает в научные разработки как минимум один процент своих расходов, ставка налога на прибыль снижена на три пункта. Когда облдума принимала этот закон в 2012 году, депутаты помимо стимула для внедрения инноваций преследовали и другую цель - не допустить перехода местных компаний в консолидированные группы налогоплательщиков, которые рассчитываются с бюджетом как единое предприятие, а не по месту нахождения каждого участника. Ирина Корнейчук отметила, что обе задачи были выполнены, но признала, что власти, разработав законопроект, "поставили слишком низкую планку".

    - В области зарегистрировано 36 тысяч предприятий, и, по данным налоговой инспекции, в 2011-м средства в НИОКР вкладывали только десять, а сумма затрат составляла 27 миллионов рублей, - сказала она. - В мае прошлого года мы вновь собрали данные, и оказалось, что реальный сектор экономики тратит на эти цели уже 150 миллионов.

    Молодые специалисты потянутся в инновационный бизнес, когда увидят в нем перспективу для профессионального роста

    Однако, по ее словам, правом воспользоваться льготой могут только два предприятия, которые потратили на НИОКР не менее процента затрат. Но даже они не поспешили в налоговую.

    Долина смерти

    Замначальника департамента уверена, что инвестиций в инновации может быть гораздо больше, только бизнес пока сомневается в своих силах - без поддержки реализовать какие-либо высокотехнологичные проекты сложно. В настоящее время предприятия могут получить финансирование в различных фондах, из регионального и федерального бюджетов. Программ много, требуется только доказать, что разработка нужна производству и экономике в целом. С 2011 по 2013 год инновационные предприятия Белгородской области получили в качестве господдержки свыше 300 миллионов рублей. По словам Ирины Корнейчук, это позволило создать в этом секторе более сотни малых фирм, а число компаний, начавших вкладывать в НИОКР, довести почти до двухсот.

    - Однако финансирование по-прежнему остается главной проблемой, - отметила чиновник. - Как показывает практика, разработать нечто новое и выпустить пробные образцы - мало. Выход на этап промышленного производства продукции - самый сложный период, который мы уже назвали "долиной смерти".

    Руководители предприятий, переживших подобные сложности, предложили найти средства для выживания в областном бюджете. По их словам, регион мог бы выступить в качестве соинвестора с правом владения частью бизнеса. По этой схеме после того, как продукция выйдет на рынок и производство станет прибыльным, предприниматели смогут выкупить долю области.

    - Это классика венчурного финансирования, - отметил Юрий Селиверстов. - Однако давайте исходить из того, что мы живем в условиях рыночной экономики, и втягивать государство в бизнес уже не совсем правильно. Лет пять назад у нас была попытка создать региональную венчурную компанию. Но тогда мы не смогли организовать ее на паритетных началах. Возможно, надо вернуться к этой идее, но ясно, что в этой ситуации нам не обойтись без крупного бизнеса.

    Ирина Корнейчук добавила, что в области уже есть структура, которая работает по такому принципу, - Фонд смешанных инвестиций. Его объем - 400 миллионов рублей, причем половину обеспечивает негосударственный пенсионный фонд, а вторую - средства бюджета.

    - До 2017 года предприятия, в которые были вложены деньги, должны выкупить долю фонда, - отметила она и добавила, что пока таких компаний - единицы.

    Кредит и доверие

    Ученые, в свою очередь, отметили, что вопрос с финансированием можно решить еще проще: достаточно выделить предприятию кредит на пять лет под небольшой процент и с отсрочкой на год. Юрий Селиверстов отметил, что такой механизм можно отработать с региональным Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства. Более серьезной проблемой является нежелание молодых специалистов заниматься инновационным бизнесом. По словам представителей вузов, аспиранты неохотно идут в те же МИПы, им проще устроиться на обычное предприятие, где они будут получать достойную зарплату, и не рисковать, вкладывая силы и время в НИОКР.

    Депутат Валерий Шевляков заметил, что молодым людям просто не хватает практики. Если бы в процессе обучения они чаще бывали на предприятиях, возможно, ситуация была иной. Кроме того, эксперты пришли к выводу, что ученым и промышленникам нужна общая площадка для работы. Таковой мог бы стать белгородский технопарк, однако, по словам Юрия Селиверстова, и он рискует превратиться в обычный девелоперский проект. В настоящее время здесь наряду с производством синтетических сапфиров, биоразалагаемой пленки и лекарственных препаратов работают цеха по сборке мебели и пекарня.

    Что касается кадровой проблемы, то эксперты уверены: молодые специалисты потянутся в инновационный бизнес только тогда, когда увидят в нем перспективу для профессионального роста. Пока же риски слишком велики. Впрочем, представители бизнес-сообщества и ученые предложили сделать первый шаг навстречу друг другу, создав электронную базу научных разработок.

    Поделиться