Петербуржцам не достанется дешевых лекарств

С начала года цены на лекарства в петербургской аптечной сети постепенно растут. Эксперты прогнозируют, что в течение всего года медикаменты будут дорожать. Несмотря на развитие в городе и области собственных фармацевтических производств, доля отечественных лекарств, которые дешевле импортных, пока очень мала. Почему так получается, за что платят петербуржцы, покупая лекарства, разбирался корреспондент "РГ".

Незаметное подорожание

По данным, приведенным Петростатом, за первый квартал этого года валидол, например, подорожал на рекордные 50 процентов по сравнению с концом прошлого года. В среднем за этот период корвалол подорожал на семь процентов, остальные ходовые лекарства, среди них и анальгетики, - на один-два процента, лекарства в целом - на два - четыре процента.

Генеральный директор аптечной сети "Первая помощь" Александр Семенов рассказал корреспонденту "РГ", что в настоящее время заметно удорожание препаратов. Из-за резкого скачка курса евро и доллара в первом квартале 2014 года цены на рынке лекарств выросли в среднем на четыре процента. Основной всплеск повышения цен придется на второй квартал текущего года, когда запасы препаратов, закупленных по прежним ценам, закончатся в аптеках и у дистрибьюторов. По его словам, потребителям стоит ждать повышения цен в первую очередь в среднем сегменте лекарств стоимостью от 100 до 500 рублей, где львиную долю составляют дженерики - более дешевые аналоги зарубежных дорогих патентованных средств.

- Конечная цена упаковки лекарства в аптеке складывается из многих составляющих, - пояснил Семенов, - прежде всего, учитывается себестоимость препарата, то есть затраты производителя на его разработку, апробирование и производство, далее, в рамках рыночного ценообразования, суммируются наценки дистрибьюторов и представителей розничного сегмента. В отношении импортных препаратов в цепочку также входят логистика (доставка в Россию), издержки таможни и декларирования. На жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) цены регулирует государство, то есть оно определяет перечень таких средств и максимально допустимую аптечную надбавку.

Чиновники города уже начали говорить о том, что, несмотря на развитие фармацевтического кластера в Петербурге и области, не стоит ожидать появления доступных лекарств местного производства на аптечных прилавках. По словам Семенова, достаточно сложно ответить на вопрос: почему так происходит? Все зависит от самого препарата, который будет производиться, от типа дженерика и количества уже выпускаемых аналогов. Почти все лекарственные средства производятся из импортных субстанций китайского или европейского происхождения, что также влияет на цену. Затраты на производство по GMP-технологии еще выше, а с 1 января этого года все производимые в России препараты должны соответствовать этому стандарту.

Свои пока в меньшинстве

Семьдесят процентов лекарств в городе продаются в коммерческом секторе, в аптеках, остальное приходится на сектор госзакупок. Здесь отдельная история: отечественные, более дешевые препараты тоже только на пути к своему потребителю. В 2013 году доля лекарств и медицинских изделий отечественного производства из общего объема закупок в Петербурге составляла лишь 57 процентов от общего количества купленных препаратов и 41 процент от их суммы.

В утвержденный на этот год перечень препаратов для обеспечения льготников Петербурга вошло 408 международных непатентованных наименований, но из них только 36 препаратов производятся на предприятиях - участниках фармацевтического кластера города, это очень мало. И, естественно, дорого обходится бюджету: закупать приходится импортное и дорогое. Однако, например, уже известно, что со следующего года Санкт-Петербург попытается перейти на отечественный инсулин производства петербургской компании - он приемлем по цене и качеству. Но, по словам чиновников, город надо к этому готовить, работать с медицинским сообществом, чтобы эти препараты "победили" импортные по цене. Население привыкло к импортному инсулину, и переход должен быть "безболезненным" До 2014 года отечественный инсулин выпускался во флаконах и картриджах. На протяжении последних пяти лет в Санкт-Петербурге флаконные формы инсулина практически не используются, вместо них инсулин выпускается в форме картриджа, встроенного в шприц-ручку. С этого года на российском рынке все же появился генно-инженерный инсулин отечественных производителей в шприц-ручке. Таким образом, с 2014 года в аукционе могут принимать участие как импортные, так и отечественные производители инсулиновых препаратов.

Льготники заждались

Как рассказали "РГ" в комитете по здравоохранению, в 2014 году для обеспечения лекарствами отдельных льготных категорий граждан из федерального бюджета было выделено 1,87 миллиарда рублей, а из бюджета Санкт-Петербурга - 2,41 миллиарда. Все дорогие инновационные препараты для льготников, в том числе и федеральных, могут закупаться только за счет регионального бюджета, а они преимущественно импортные.

Мало того что льготные лекарства недешевы, так еще и с их поставкой возникают проблемы. Петербуржцы все чаще жалуются в последнее время, что некоторых льготных препаратов не достать в аптеках. В начале 2012 года в городе изменилась схема льготного лекарственного обеспечения. Закупки стали проводить на конкурсной основе, благодаря чему рынок децентрализировался. Вместо компании-монополиста количество поставщиков выросло до 60, и высокий уровень конкуренции тогда позволил значительно снизить цены закупки. Но с 2014 года закупки осуществляются по новому закону о контрактной системе, и это вызвало целый ряд проблем. Минздрав уже вносил Петербург в тройку самых неблагополучных регионов по обеспечению льготников лекарственными препаратами, так как за последние годы перебои с льготными лекарствами случались неоднократно, и продолжаются до сих пор.

- За время работы по 44-му федеральному закону с начала 2014 года мы столкнулись с трудностями, - пояснила корреспонденту "РГ" начальник управления по организации работы фармацевтических предприятий комитета по здравоохранению Петербурга Людмила Сычевская. - Оказалось, официальный сайт РФ о размещении заказов не интегрирован с внешней системой размещения заказа Санкт-Петербурга, и при публикации информации о закупках возникает технический сбой. Из-за этого мы смогли начать публиковать аукционы только с февраля 2014 года. По этой же причине аукционы, не объявленные в конце 2013 года, разместили позднее, поэтому и поставки шли с задержкой. К тому же, когда на аукцион выходит один поставщик, требуется согласование контракта в десятидневный срок, из-за этого поставка тоже запаздывает.

Не все можем сами

- Медицинские препараты - это такой же товар на рынке, как и любой другой вид продукции, - рассказала корреспонденту "РГ" председатель правления Ассоциации фармацевтических работников Санкт-Петербурга и Северо-Запада Татьяна Зайченко, - и его цена зависит от колебаний курса доллара. Поскольку большинство лекарств в наших аптеках импортные, то и цены на них вырастут, если курс американской валюты поднимется. Некоторые специалисты предсказывают небывалый рост цен на лекарства в 20 процентов к концу года. Я же склонна думать, что этот показатель составит не более 10 процентов. Естественно, на лекарствах у нас пытаются экономить, и вполне понятен взятый властями курс на закупку отечественных лекарств вместо импортных- они дешевле.

Однако наши производители не в состоянии заменить весь ассортимент зарубежных лекарств. По словам Зайченко, все, что производится сейчас в Петербурге, так или иначе делается из импортного сырья. Для некоторых препаратов оно еще проходит дополнительную очистку уже здесь, на месте, но заменить эти исходные субстанции отечественными нельзя. Все это, естественно, закладывается в цену. Пока же на наших фармацевтических предприятиях в основном проходит фасовка и таблетирование, а вот непосредственно синтез лекарств - за пределами страны.

- Когда появятся отечественные "исходники", тогда и возможна какая-то иная ценовая политика, более жесткая, возможно, какие-то дотации предприятиям, но пока своих доступных лекарств нам еще ждать и ждать, - говорит эксперт.

По плану чиновников, к 2020 году отечественные лекарства должны составлять как минимум половину рынка, тогда как сейчас от 70 до 90 процентов лекарств в Петербурге - в зависимости от сектора - составляют импортные препараты. Так что лекарства все равно будут дорожать. Пока, по мнению Татьяны Зайченко, это отразится не только на покупателях - им придется выкладывать больше из своего кошелька, но и на самих аптеках, на некоторые категории препаратов придется делать наценку все меньше, чтобы они хоть как-то продавались.

Комментарии

Римма Сачунова, начальник управления инвестиционной политики и инноваций комитета по промышленной политике и инновациям администрации Санкт-Петербурга:

- Петербург сегодня по объему производства лекарств занимает первое место на Северо-Западе и четвертое место - в России. На долю производства в Петербурге приходится семь процентов от всех лекарств в стране. Пока же из 150 компаний в кластере только 22 производителя лекарств. Сейчас перед городом стоит большая задача - расширять исследовательский потенциал, разрабатывать и искать новые лекарства, способные заместить импортные медикаменты, а следовательно, более доступные.

Ольга Мальцева, глава департамента ГЧП и промышленной политики Ленинградской области:

- Несмотря на развитие фармацевтического кластера на территории Петербурга и области, на стоимости продаваемых в аптеках лекарств это, скорее всего, не отразится. Попросту говоря, дешевле они не станут, даже если производить их у себя под боком. На сегодняшний момент размещение производства лекарств на территории региона в первую очередь направлено на замещение импорта и на развитие наших фармацевтических предприятий, которые уже работают на территории Ленинградской области и нашего региона.

Кстати

Стоимость дорогих инновационных препаратов для льготников, которые закупаются за счет бюджета:

- для лечения ревматологических заболеваний, воспалительных заболеваний кишечника, тяжелых форм псориаза: "Энбрел", "Симзия", "Хумира", "Симпони" - от 25 до 85 тысяч рублей,

- для лечения рассеянного склероза: "Гилениа", "Тизабри" - 95 и 108 тысяч рублей,

- для лечения гемофилии: "Гемате", "Фактор VII", "Протромплекс", "Коагил" - от 25 до 65 тысяч рублей,

- для лечения онкогематологических больных: "Эксиджад", "Энплейт", "Тасигна", "Спрайсел", "Ревлимид" - от 41 до 442 тысяч рублей.