Новости

28.05.2014 14:50
Рубрика: Культура

В Бергене проходит крупнейший фестиваль искусств

В 62-й раз в Бергене проходит крупнейший в Норвегии фестиваль искусств, на этот раз приуроченный к дате - 200-летию со дня принятия конституции королевства.

В программе нынешнего Бергенского фестиваля около 200 различных событий. Это и концерты классической и современной музыки, и драматические спектакли, современный танец и фламенко, кинопоказы и литературные чтения, дискуссионные клубы, выставки, уличный фестиваль брейк-данса, детская программа. Главная тема фестиваля - празднование 200-летия норвежской конституции, поэтому в фокусе тем такие понятия, как личная свобода, право выбора, демократические ценности.

Уже в 62- раз в конце мая спокойный и дождливый Берген (дожди здесь идут более 300 дней в году) превращается в модный и оживленный центр искусств. Фестиваль охватывают весь город - на площадях разворачивается программа уличных представлений, игр, танцевальных состязаний, в концертных и театральных залах выступают мировые звезды, а фестивальную символику можно увидеть на каждом шагу - флаги, афиши, билборды. Даже багажная лента в аэропорту Бергена представляет собой дизайнерское решение: получая багаж, гость любуется инсталляцией копий музыкальных инструментов. Город напоминает гудящий улей: публика перемещается с одного события на другое, а вечерами на открытых верандах и в многочисленных ночных клубах проходят концерты живой музыки. Все - для города. Даже официальная церемония открытия фестиваля в присутствии кронпринца Норвегии Хокона и его супруги прошла на центральной площади Festplassen.

Третий год норвежский фестиваль возглавляет датчанин Андерс Байер. "Моя задача, - говорит Байер, - активно вовлечь в орбиту фестиваля как можно больше самых разных людей, заставив их размышлять и дискутировать. Мы говорим о свободе, равенстве, гражданских правах. Кажется, это стало для западного человека чем-то вроде штампа. Но так ли уж мы свободны на самом деле, много ли мы знаем о современном мире, его тенденциях? Мы поднимаем эти вопросы на фестивале".

Иллюстрацией этого подхода стала мировая премьера созданного по заказу дирекции музыкально-театрального действа Voices & Votes ("Голос и право голоса"), которое и открывало фестиваль в Концертном зале имени Грига. Участников - около 400 человек, среди которых певцы из разных стран, Бергенский филармонический оркестр, ансамбль электроинструментов с ритм-группой и огромный сводный хор. Автор - британский композитор Орландо Гофф, написавший полтурачасовую партитуру, близкую по духу оратории и посвященную истории борьбы человечества за свободу и гражданские права. Главные вехи этой борьбы - движение за права женщин в конце XIX века, обретение независимости Индии, возникновение государства Израиль, драматические события в Палестине, деятельность Нельсона Манделы.

В сценическом воплощении Voices & Votes приблизили к современной мистерии с использованием новейших технологий в области света и звука. На заднике сцены - большой экран, где демонстрируются архивные фотографии, газетные вырезки, пояснительные фразы. В либретто использовались фрагменты более чем 30 различных текстов на разных языках. Герои мистерии - певцы-актеры, носители национальных традиций, исполняющие номера, органично вошедшие в музыкальную концепцию Гофа. Среди них: Вимме Саари - всемирно известный исполнитель народных песен жителей Лапландии йоек из Финляндии, Маникам Йогесваран из Шри-Ланки, воплотивший образ Махатмы Ганди (его часть выступления была построена на индийских рагах с использование ситара, индийских барабанов и симфонического оркестра), палестинка Рим Келани, создавшая невероятно трагический собирательный образ своей родины. Этно-певица Танди Сваартбоои из Южной Африки и оперный бас-баритон Ньябуло Мадлала из Северной Африки отвечали за историю жизни Нельсона Манделы, шведское оперное сопрано Ханна Хузар ирала роль норвежской феминистки Джины Крог. Грандиозный финал, в котором все участники держали в руках горящие свечи, обозначил главный смысл мистерии: мы должны помнить о жертвах, принесенных во имя свободы. Этот спектакль вызвал множество откликов - от самых восторженных до мрачно-критических. Но не отметить высочайшего качества этой продукции, в которой огромное количество участников действовало как единый организм, не почувствовать его сильного эмоционального воздействия, было невозможно.

Ярким экспериментальным шоу стало и совместное выступление норвежской группы Datarock, являющейся автором нескольких популярных в Норвегии танцевальных хитов, с детским хором из 300 участников. Успех концерта был предрешен. Дети и подростки, одетые в фирменном стиле группы - в красные спортивные костюмы и черные очки - были в восторге от возможности не просто увидеть своих кумиров на сцене, а выступить вместе с ними.

Впечатляющей оказалась и афиша концертов академической музыки. По признанию Андерса Байера - в прошлом пианиста и основателя Копенгагенского оперного фестиваля, большого знатока музыкального авангарда - классические концерты для него являются одним из приоритетов. В этом году фестиваль предложил 8 мировых премьер, в том числе грандиозную "Нордическую мессу" шведского композитора Свена-Давида Сандстрёма (она прозвучала под сводами зала королевских приемов короля Хокона - памятника архитектуры середины XIII века). Для меломанов, предпочитающих более привычный репертуар, тоже выстроена содержательная афиша. В первые фестивальные дни уже выступили пианист Лейф Уве Андснес, Малеровский камерный оркестр, датский Esbjerg Ensemble, французский ансамбль старинной музыки Le Concert Spirituel, российский скрипач Евгений Угорский. Вершинами еще предстоящей программы обещают стать концерты Юлии Лежневой, лидера американского минимализма Стива Райха и оркестра London Sinfonietta, немецкой скрипачки Изабель Фауст и многих других известных исполнителей. Завершение фестиваля также пройдет в классическом ключе. 4 июня в Григхаллене по уже сложившейся традиции прозвучит Фортепианный концерт Грига (солист - Симон Трпчески) и Девятая симфония Бетховена с участием Шведского камерного оркестра и хора Шведского радио.