Новости

28.05.2014 00:20
Рубрика: Общество

Атомные лодки расщепили до утиля

Академик Саркисов стал лауреатом энергетического нобеля
В Петербурге вручили международную премию "Глобальная энергия", которую называют "энергетическим нобелем". Лауреатами стали академик РАН Ашот Саркисов - за работу в области повышения безопасности атомной энергетики и член Шведской королевской академии технических наук Ларс Гуннар Ларссон за исследования о влиянии АЭС на окружающую среду. Приз в 33 миллиона рублей победители разделят поровну.

С российским ученым встретился корреспондент "РГ".

Ашот Аракелович, одним из главных ваших проектов стала разработка программы по утилизации атомных подводных лодок. Как началась эта работа?

Ашот Саркисов: Во времена "холодной войны" атомный советский флот строился особенно интенсивно, чтобы установить паритет с нашими возможными противниками. Однако потом тот же самый флот не менее интенсивно выводился из эксплуатации. Но в стране не было ни заводов по утилизации, ни комбинатов для переработки ядерного топлива. Объем проблем был так велик, что одни мы бы просто не справились. В 2002 году международное сообщество выделило России 10 миллиардов долларов на десять лет для разработки программы по утилизации вышедшего из эксплуатации атомного флота. Работа велась в сотрудничестве нескольких стран, усилиями тысяч ученых, инженеров и рабочих.

Что же в итоге удалось сделать?

Ашот Саркисов: На сегодня из 201 выведенной из состава флота атомной подлодки утилизированы 193. Отработанное ядерное топливо из реакторов и из береговых хранилищ вывозится на комбинат "Маяк" в Челябинской области и там перерабатывается. Реакторные отсеки с невыгруженным топливом свозятся в два специально созданных новых пункта длительного наземного хранения - в бухте Разбойник в Приморье и Сайда Губа в Мурманской области. Там сейчас лежат 65 реакторных отсеков от уже утилизированных подводных лодок, и они смогут там храниться примерно 70-100 лет.

Как происходит сам процесс утилизации?

Ашот Саркисов: Каждая подводная лодка утилизируется на судоремонтных заводах "Звездочка" в Архангельской области и "Нерпа" в Мурманской области. Из реакторов выгружают топливо, а топливный отсек вырезается из подлодки вместе со всем оборудованием, изолируется, герметизируется. Все, что осталось от корпуса, идет на металлолом, а сам отсек везут в одно из тех самых двух мест длительного хранения. На первых порах, к сожалению, очень много подлодок было утилизировано лишь частично, вырезался реакторный отсек, к которому приваривались еще какие-то части, и такие "обрубки" ржавели на плаву с невыгруженным топливом и ждали своего часа. Естественно, в мире это вызывало серьезное беспокойство.

А как можно решить проблему захоронения ядерных отходов в мире? Многие страны брались за создание полигонов, но пока ничего из этого не вышло.

Ашот Саркисов: Эта проблема остается очень актуальной, ведь некоторые радионуклиды имеют период полураспада в тысячи лет. Но наука предлагает "элегантный выход". Запасы урана-235, на котором работают реакторы, в мире скоро иссякнут, поэтому самое перспективное в атомной энергетике - реакторы на быстрых нейтронах. На них можно использовать не только уран-235, доля которого равна всего 0,7 процента от общих запасов урана в природе, но и уран-238, который составляет более 90 процентов. Так вот эти "быстрые" реакторы смогут проводить трансмутацию долгоживущих радионуклидов. В итоге это приведет к заметному уменьшению количества ядерных отходов в мире.

Вы заявляете, что будущее за атомной энергетикой, что это самый безопасный вид энергии. Такое мнение многих шокирует....

Ашот Саркисов: Да, я так считаю. Кстати, возобновляемые источники, на которые многие уповают, даже при успешном развитии в будущем смогут дать максимум 20 процентов в мировой энергетике. Пока альтернативы атомной энергетике нет, особенно на фоне сокращающихся запасов углеводородов. Да, ее считают опасной, но эта боязнь субъективна. Ведь атомная энергия побочный продукт атомного оружия, поэтому ее демонизируют.

Наука Общество Наука Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Санкт-Петербург