Чтобы избежать потерь нефтегазовых доходов бюджета из-за отмены таможенных пошлин внутри Таможенного Союза, Россия собирается вовсе от них отказаться. Уровень налоговой нагрузки при этом планируется сохранить за счет параллельного повышения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Сейчас в правительстве обсуждается вопрос - насколько быстро должен протекать этот процесс. Минфин предложил уложить его в два года. Помимо государства и нефтяных компаний вопрос касается еще и автомобилистов, напоминают эксперты.
Предложения Минфина попали в руки сразу нескольких СМИ. Они появились спустя неделю после того как аналогичный документ обнародовало Минэнерго. Ведомство Антона Силуанова предлагает уже к 2016 году удвоить НДПИ - с нынешних 493 рублей за тонну до 1005 рублей. А экспортные пошлины на нефть и большинство нефтепродуктов - обнулить к 2018 году. Оставить предлагается только пошлину на мазут, в качестве стимула для нефтяников увеличивать глубину переработки нефтепродуктов.
В таком случае повысятся внутренние цены на нефтепродукты (экспортные пошлины сейчас увеличивают лишь внешние цены), что ударит по карманам автомобилистов. Чтобы не допустить этого, Минфин предлагает снизить ставки акцизов на нефтепродукты. Однако в таком случае встает еще одна проблема. За счет акцизов сейчас пополняются дорожные фонды (деньги из которых идут на строительство дорог). Сокращать их финансирование сейчас нельзя - Росавтодор обещал привести к 2018 году все дороги в нормативное состояние, а для этого должен выделяться определенный объем средств.
С другой стороны, такой маневр позволит сократить величину субсидий, которые Россия платит Белоруссии и Казахстану в качестве компенсации за экспортные пошлины. В случае с Белоруссией, например, это более 4 миллиардов долларов в год. Проблема с предлагаемым в Минфине вариантом заключается в том, чтобы сохранить в неизменном виде налоговую мотивацию для компаний нефтяной сферы. Так, повышение внутренних цен на нефть может поставить на грань банкротства многих производителей нефтепродуктов с низкой долей переработки, например, мазута. При варианте Минфина сохранить их нормальное финансовое состояние будет достаточно сложно. Минэнерго, в свою очередь, предлагает производить процесс налогового маневра куда более плавно, чтобы выйти примерно на те же показатели к середине 2020-х годов.
По данным "Ведомостей" вариант Минфина был негативно встречен в правительстве. По данным "Коммерсанта", окончательное решение будет приниматься на уровне президента.
"Вопрос "перетирают" между собой только две стороны - правительство и нефтяники. Первая озабочена наполнением бюджета, вторая - сохранением уровня налоговой нагрузки. А третья сторона - автомобилисты, остаются вне обсуждения, хотя именно на них и ляжет бремя "маневров", - беспокоится аналитики компании "Алгоритм. Топливный интегратор" Виктор Костюков, отмечая, что оба варианта для потребителей будут болезненными. Пока рост ставки акцизов на ближайшие три года запланирован таким образом, что топливо будет дорожать в среднем на 1,2-1,5 рубля в год.