Смольный до сих пор не сделал город доступным для инвалидов

В Северной столице проживает 700 тысяч инвалидов, из которых 12 225 колясочников, но на улицах города их практически не видно, ведь они выбираются из дома только в случае крайней необходимости. Несмотря на уверения чиновников и освоенные средства, горожане говорят, что доступной для инвалидов среды в городе все еще нет.

Недоступная доступность

Год назад, когда в Санкт-Петербурге принимали профильную программу, чиновники заявляли: среда Северной столицы доступна всем маломобильным группам населения на 30 процентов, что почти в два раза выше общероссийского показателя.

Однако, как рассказали эксперты первого форума для обмена опытом и информацией о создании безбарьерной городской среды "Петербург без барьеров", эта профильная программа есть, деньги под нее выделяются. Так, с 2013 по 2015 год на развитие доступной для инвалидов среды в Петербурге должны потратить почти 11 миллиардов рублей. Чиновники надеются, что уже к 2016 году появится полностью безбарьерное продвижение по всему городу. Но станет ли это реальностью?

Представитель Центра технических средств реабилитации, доступности городской среды и физической культуры инвалидов комитета по социальной политике Петербурга Константин Романов рассказал, что в создании безбарьерной среды есть два понятия - "универсальный дизайн", когда объект изначально создают приспособленным для всех групп населения, и "разумное приспособление", когда уже существующие здания и объекты снабжают всем необходимым для маломобильных групп.

Еще в начале 2000-х, когда в городе попытались реализовать первую программу по созданию доступной среды, строители и проектировщики заявили: первый вариант категорически не подходит из-за своей дороговизны. Так что остался вариант "разумное приспособление".

- Каждое здание - это входной узел, вертикальные коммуникации - лестницы лифты, горизонтальные коммуникации, санузлы, гардеробы и так далее, - рассказал он. - Чтобы приспособить каждый объект, все это нужно обследовать, что просто невозможно. Только представьте, к примеру, для программы капремонта многоэтажек нужно было обследовать 23 тысячи жилых домов, около 40 тысяч лифтов, а для создания безбарьерной среды и того больше. Поэтому мы разослали в ЖСК и ТСЖ анкеты, где нужно было заполнить поля, исследовав всю цепочку в здании, от входа до верхних этажей, на предмет доступности. Итоги обследования показали, что, увы, пока в Петербурге нет доступной на сто процентов среды. И эту проблему нам предстоит решать в ближайшие годы.

Сегодня в городе реализуется только один частный проект района с безбарьерной средой - "Новый берег". Инвестор проекта "Северо-Запад Инвест" совместно с японским архитектурным бюро попробовал воплотить в жизнь термин "разумное проектирование". Однако это капля в море, остальные районы города не переделать, а, чтобы воспользоваться благами доступной среды в новом районе, придется купить в нем дорогое жилье.

Член Союза архитекторов Петербурга Михаил Буянов пояснил, что за последние лет десять, конечно, ситуация изменилась, требования к проектной документации в плане обеспечения доступа маломобильных групп ужесточились, однако многие девелоперы стараются уйти от выполнения требований и прекрасно знают, как это сделать.

Благие намерения

Розиля Ермакова передвигается на коляске с электрическим приводом. В городе ей приходится ездить по проезжей части, потому что поребрики не позволяют ни подняться на тротуар, ни развернуться. Все это небезопасно, так как при развороте неоднократно обрывались проводки, и коляска оставалась полностью обездвиженной.

- В 2009 году я не смогла попасть в здание администрации своего района, пришлось писать заявление, - рассказала она. - С улицы были пандусы, однако внутри помещения их не оказалось. Мне ответили, что на это нет денег. Прошло пять лет, а пандусы так и не появились, хотя деньги на установку турникетов внутри нашлись. После долгих запросов мы получили "подачку" - скаты для детских колясок под углом в 20 градусов, но они нам не подходили. Аптеки в городе тоже недоступны совершенно. Мои покупки мне выносит охранник, а я жду на улице в любую погоду, потому как внутрь не попасть. Еще проблема - надземные переходы на оживленных нерегулируемых участках, туда не въехать на коляске, а как тогда переходить дорогу?

- Доступная среда нужна и пенсионерам, и мамам с колясками, и людям с большим багажом, - говорит лидер инициативной группы "Колясочники Питера", технический эксперт системы сертификации проекта "Безбарьерная среда" Сергей Поюнов. - Все хорошие идеи чиновников оказываются на практике совершенно непригодными. Например, в новостройках в Невском районе установили подъемники на несколько ступенек, это хорошо, однако дальше идет узкая дверь и порожек в семь сантиметров, хотя по СНиПу он должен быть 14 миллиметров. При создании социального жилья инвестор не подумал о том, что при выходе на балкон перепад высоты пола квартиры и балкона составляет 10-14 сантиметров, и так далее.

Поюнов входил в комиссию по проведению независимой экспертизы городских гособъектов: отделений почты, сбербанка, больниц. Власти заявляли, что деньги освоены и доступная среда там уже есть. Однако ни на одном из нескольких десятков обследованных зданий не было сделано ничего, прошел год, там так ничего и не изменилось.

Когда Сергей узнал, что его районной поликлинике выделили 3,5 миллиона на создание пандуса, он решил проконтролировать все сам.

- Проект заворачивали не один раз, причем почему-то сами проектировщики, пока не вмешалась прокуратура, - пояснил он. - Главврач мне сказал, что городская администрация навязала ему компанию - исполнителя работ, которая, в свою очередь, заявила о невыгодности создания пандуса, ведь на тендере они выставили минимальную возможную сумму. Деньги буквально бросали на ветер: сначала сделали железный пандус, потом переделали на мраморный.

Другой пример, которым любят похваляться городские власти, - это оборудование специального лифта с местом для инвалидов на колоннаду Исаакиевского собора. Однако и такие на первый взгляд положительные изменения не проработаны до конца. По словам Поюнова, доступность среды подразумевает еще и безопасность, и информативность. Так вот, никакого указателя, что требуется нажать кнопку вызова, там нет. Получается, даже если у нас есть приспособления, многие о них просто не знают.

Затраты окупятся

Директор Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих Ольга Устинова выделила отдельной проблемой доступность учреждений культуры, причем не только самих зданий музеев и театров, библиотек и кинотеатров, но и их контента. Однако главная проблема здесь все равно в том, что большинство таких учреждений находятся в зданиях, признанных памятниками архитектуры, и любой элемент вроде пандуса, лифта, добавить очень сложно. Поэтому, по ее мнению, властям стоит разработать отдельную программу по обеспечению доступа всех категорий граждан на культурные объекты, к достопримечательностям города.

- Вложения города в развитие доступной среды в учреждениях культуры с лихвой окупятся, - сказала Устинова. - Посмотрите, как развит в мире социальный туризм, сколько везде туристов-колясочников. Среди иностранцев очень много путешествующих пенсионеров и инвалидов, они вполне обеспечены. Поэтому не стоит жалеть бюджетных денег на безбарьерную среду, если в перспективе это приведет к заметному росту туризма и налоговых поступлений от него.

Только общими силами?

Глава архитектурной мастерской Михаил Кондиайн сам столкнулся с тем, что проекты типовой застройки жилых домов не учитывают потребности всех жильцов в безбарьерной среде, когда купил квартиру в доме с подземной парковкой. Инвестор, желая с экономить, не довел лифты до парковочного уровня, и с парковки попасть домой можно было, только поднявшись по лестнице на крушу парковки, спустившись и снова поднявшись до отметки лифтового холла. В этом двухсотквартирном доме жил один инвалид, и с его проблемами, естественно, никто не считался, в доме не было даже пандусов. Однако в доме нашлись заинтересованные лица, жильцы скинулись, сделали проект и построили свой дополнительный лифт, который шел на один этаж, из подвала сразу в лифтовой холл. Во время обсуждения проекта выяснилось, что лифт необходим и живущим в доме мамам с колясками, поэтому пришлось сделать лифт побольше - до этого мужчины предлагали сэкономить.

- Этот бытовой пример перевернул сознание всех и показал, что все нуждаются в безбарьерной среде, и тогда меняется и понимание рентабельности обустройства. В итоге эти же жильцы скидываются уже строительство пандуса, который пригодится не только единственному жильцу- колясочнику, но и пожилым людям, и человеку, вернувшемуся из отпуска с тяжелым чемоданом, - подытожил Кондиайн.

Транспорт особого доступа

Фактически Петербург не приспособлен даже для обычных пешеходов, что уж говорить о людях, ограниченных в движении. Проблема в самой конструкции наших узких тротуаров, особенно в старой части города, где даже две мамы с колясками не смогут разойтись.

- Ступеньки в переходы из полированного камня, что очень травматично для всех. Пешеходные нерегулируемые переходы - это вообще преступление, как и наземные, на которые не каждый может подняться, - говорит Михаил Кондиайн, глава архитектурной мастерской. - У нас в городе был единственный проект лифта в районе площади Труда, спускающего людей в подземный переход с небольшим торговым центром. Но через несколько лет его разобрали, потому что эксплуатирующая организация сочла это слишком дорогим удовольствием.

Доступность городского транспорта - отдельная проблема. На железной дороге огромное количество низких платформ, из-за чего с вещами и с детьми попасть, например, в электричку невозможно даже обычному человеку. Трамваи и автобусы тоже не все доступны. Например, город гордится новыми дорогими низкопольными трамваями.

- Трамвай-то хороший, - говорит Поюнов. - Но ведь никто не задумывается о высоте наших остановочных площадок, по стандартам возвышение должно быть не менее 20 сантиметров. Для въезда внутрь трамвая есть аппарель - откидывающаяся площадка, но никто не обращал внимание, под каким углом она откидывается, а она не соответствует уровню остановок.

Общая проблема доступной среды на транспорте в том, что за трамваи, остановки и в целом за безбарьерную инфраструктуру отвечают разные городские комитеты, поэтому очень сложно чего-либо добиться.

Комментарии

Павел Солтан, депутат, член комиссии по социальной политике Законодательного собрания Петербурга:

- Как законодатель могу сказать, что несколько лет назад был принят закон, обязывающий бизнес, арендаторов помещений создавать среду для маломобильных групп, за это они получали финансовые послабления. То есть правило есть. Но его почти никто не придерживается. Поэтому нам нужно ужесточить контроль за созданием доступной среды, активнее привлекать прокуратуру, повысить штрафы. Пока же у городских комитетов на повестке дня другие, более важные проблемы, на которые и выделяются деньги, а о маломобильных группах граждан пока думать некогда.

Александр Ржаненков, глава комитета по социальной политике Санкт-Петербурга:

- Программа достаточно быстро раскручивается, но, согласно оценкам специалистов, она на сегодняшний день удовлетворяет не более 28 процентов всех потребностей людей с ограниченными возможностями. Хотя в Петербурге на эти цели выделяется в разы больше средств, чем в других субъектах РФ. Самая сложная ситуация с жилыми помещениями. Для этой категории есть своя адресная программа, но в силу недостаточных финансовых ресурсов и сложностей техниче ского характера она реализуется по остаточному принципу. В ближайшее время состоится специальное совещание у губернатора, а затем - рассмотрение во проса реализации программы в правительстве Санкт-Петербурга с тем, чтобы соединить все усилия и ускорить реализацию программы.