Мы приехали в Глубокий, когда на площади собрались люди, чтобы поддержать фермеров. Вокруг палаток - плакаты, на одном из них написано: "Глава Каменского района Кольжанов сдерживает свое обещание: "Шипилов, я тебя оставлю голым и босым". Палит тридцатиградусная жара. Приехала скорая, врачи уговаривают прекратить голодовку - у Шипилова-старшего поднялось давление. Анатолий Петрович пожимает плечами: "Мы на грани разорения. Будем стоять".
"Правильно, - кричат в толпе. - Держитесь, мужики!" Шипилов и его сыновья Алексей и Михаил из хутора Пиховкин. Они считаются зажиточными, но зависти у земляков нет.
- Вы у них спросите, они в отпуске когда-нибудь были? - советуют односельчане и сами отвечают: - Никогда! И дома у них, как у всех, деревянные.
Фермерством Шипиловы занимаются с 2005 года. Начинали с нуля, а теперь у них два трактора, комбайн и "Газель". Техника в основном 80-90-х годов. Но прошлым летом отец с сыновьями приобрели в кредит новенький комбайн "Вектор". За него они должны выплачивают банку 40 тысяч рублей в месяц, а с ноября будут платить 197.
- Выращиваем зерновые, в этом году можем собрать около 600 тонн пшеницы и ячменя, - говорит Анатолий Петрович. - Помощников не берем, сами справляемся, - и с досадой добавляет: - Разгар полевых работ, а мы тут туризмом занимаемся, в палатках сидим. На жесткой диете.
Есть еще у Шипиловых зерноток и автомастерская. Из-за них-то и разгорелся весь сыр-бор.
- Я приобрел это имущество в 2004 году на торгах, после того как обанкротился колхоз, - рассказывает Анатолий Петрович. - А зарегистрировать не могу больше 10 лет. Бегаю по кабинетам - все без толку.
К нам подходит глава поселка Глубокого Алексей Палкин.
- Понять Шипиловых можно. Суд Каменского района то признает их хозяевами зернотока и мастерской, то отменит свое же решение на том основании, что на торгах право собственности оформлено не было. Так ведь тогда еще и закона такого не существовало. Есть к нему и такая претензия: мол, налоги не платит. Абсурд! Когда Шипилов в прошлом году приобрел отечественный комбайн, он воспользовался губернаторской субсидией в 20 процентов. Но ее бы не дали, если бы он был должен государству хоть копейку.
Пытались ли Шипиловы решить проблему, не объявляя голодовку?
- А что ж я делал все эти десять лет? Сколько разговоров, судов за плечами. Сейчас, видите, вокруг меня и депутат ходит, и пресса собралась. А знаете, кто первым приехал? Представители правоохранительных органов. Недвусмысленно намекнули, что могут организовать мне большие проблемы, если не угомонюсь. Мол, мало ли что у тебя в палатке найдется. А вы говорите "цивилизация". Вот и не осталось у нас иного выхода.
Врачи все-таки уговорили Шипиловых прекратить голодовку. Они свернули свой лагерь, но пообещали, что доберутся до Москвы, если им не дадут работать.
А тем временем на сайте администрации Каменского района появилось заявление главы Николая Кольжанова: " К этой ситуации привело желание уклониться от налогов. Я считаю, что настоящий фермер не на площади, а в поле".
В деле фермерской семьи, кажется, наметился позитивный поворот. После встречи с министром сельского хозяйства Ростовской области Константином Рачаловским фермеры приободрились.
Ведь можно было и без манифестаций обойтись. Разве не было совсем недавно заявлено в самых высших эшелонах власти требование к чиновникам максимально поддерживать российских сельхозпроизводителей? Весомо, как диагноз, прозвучало: "Меньше снобизма и гонора, господа!"