Новости

29.05.2014 00:58

Тайна "объекта 825 ГТС"

60 лет назад в Балаклаве начали строить базу подводных лодок
60 лет назад в Крыму началось строительство одного из самых уникальных фортификационных сооружений современности - "гнезда подлодок" в Балаклаве.

С рабочих и инженеров брали подписку о неразглашении. И многие ветераны до сих пор, ссылаясь на запрет КГБ (!), отказываются говорить о предприятии под кодовым названием "Объект 825 ГТС". Сегодня по подземелью уже можно побродить с экскурсоводом (пешая экскурсия - 140 руб., водно-пешая - 200 руб.). Засекреченный объект с 2004-го работает как музей - самый большой в Европе.

Подземелье настолько огромно, что там уместилась бы египетская пирамида. В 90-х, когда объект достался после раздела флота украинцам, применения ему не нашли. В составе ВМСУ была всего одна неходовая субмарина "Запорожье", которая нужна была не для устрашения врагов, а для адмиральских звезд - без "подводной секции" в составе ВМС командующий звание выше контр-адмирала получить не мог. В середине 90-х объект разграбили - загоняли грузовики. Металла вывезли столько, сколько вся пионерия Крыма не собрала за всю историю своего существования.

Наводить порядок там стали энтузиасты. Когда организовали первые экскурсии, выяснилось - интерес к объекту грандиозный, особенно у иностранцев. Бывшие шпионы из разных стран с открытыми ртами смотрят на "гнездо" субмарин - в свое время они так и не разгадали эту тайну подводников. В штольнях Балаклавы, побывали послы Италии, Китая и Израиля в Украине. А потрясенная увиденным, племянница Черчилля, графиня Кларисса Иден нацарапала шпилькой на стене свое имя.

- Без преувеличения объект-шедевр военной инженерной мысли, - рассказывает один из создателей музея "Балаклава" Валерий Садовниченко. - Объект задумывался как защитное сооружение от реальной тогда ядерной угрозы.

Незаметно для потенциальных врагов СССР на рубеже 50-60-х гг. в Балаклаве появилась база подлодок. 1,5-километровый искусственный канал (глубина 8-9 м и ширина от 12 до 22 м) с системой тоннелей насквозь прошивает 126-метровую скалу. Субмарины 608, 613 и 633-го проекта, стоявшие на вооружении ЧФ, из открытого моря своим ходом по каналу попадали внутрь горы и незаметно под водой выходили из нее на боевое дежурство. Параллельно с каналом проходит сухой док - 107 м, где ремонтировали лодки.

Канал, как и сухой док, перекрывался мощными батопортами (водонепроницаемый затвор шлюза). Например, у входа в скалу со стороны бухты установлен 150-тонный батопорт (8 м под и 7 м над водой), который перемещался с помощью мощных двигателей и компрессоров. Все внутренние помещения изолировались от внешней среды, в укрытии могло находиться 7-8 подводных лодок и до 1500 человек.

- Американские разведчики были сильно озадачены, - говорит Валерий Федорович, - куда исчезают советские подлодки. Со спутника в Черном море отслеживались передвижения лодок, и вдруг они пропадают в "черной дыре". Понятно, что шпионам хотелось выяснить, что же происходит в этих координатах. Но объект и подступы к нему тщательно охранялись, все было замаскировано так, что даже с 5-10 метров нельзя было заметить вход в штольни. Все это оставалось для всех тайной, пока мы ее сами не раскрыли.

Во времена ядерного противостояния особенно берегли от чужих глаз арсенал, который также находился в недрах скалы, и под землей имел выход к каналу.

- Объект должен был выдержать ядерный удар в 100 килотонн (на Хиросиму и Нагасаки американцы сбросили бомбы по 20 Кт. - Прим. авт.) и не утратить дееспособность, - рассказывает капитан 1 ранга Валерий Калач, в 60-70-х гг. старший офицер отдела по эксплуатации оружия. - Если бы ядерная бомба взорвалась в районе Балаклавской бухты, она не причинила бы арсеналу, докам никакого вреда. Высота горной породы над объектом - 70 м.

Контр-адмирал в запасе Константин Безпальчев, в те годы был замначальника отдела по эксплуатации оружия, рассказал: "Ракеты мы держали в постоянной готовности, чтобы в случае необходимости тут же подать их на корабль".

Каждая подлодка участвовала в учениях минимум дважды в год. Но на боевое дежурство с боеголовками корабли стали выходить постоянно - даже в Средиземное море - после Карибского кризиса в 1962 г. За год до "осложнения политической обстановки" на объекте побывал сам Никита Хрущев.

- Он осмотрел подземный завод, прогулялся вдоль канала, - вспоминает контр-адмирал Безпальчев, - к нам не зашел.

После экскурсии Хрущеву пришла в голову идея перепрофилировать объект - оборудовать в штольнях хранилище для вин. Но закрутились события вокруг Кубы, и Никита Сергеевич уже не сомневался в необходимости подземной базы. Но когда на флоте стали появляться лодки нового поколения с приоритетом атомоходов, для них "дыра" оказалась слишком тесной. Тогда еще поднимался вопрос о расширении ходов, и, говорят, адмиралы ЧФ даже выбили на это средства, но генсек Горбачев был занят глобальной перестройкой. В конце концов объект потерял значимость. После распада СССР ядерное оружие в 1991-1992 гг. было вывезено в Россию, и балаклавский завод по ремонту подлодок прекратил существование.

А украинцам сверхпрочные затворы пригодились лишь во время денежной реформы - сюда со всего Крыма грузовиками свозили карбованцы. Вместо ракет на стеллажах высились в человеческий рост кучи денежной массы.

Справка "РГ"

Где находится "черная дыра"?

Район Балаклавы расположен в юго-западной части Крыма на одной параллели с итальянским Миланом и французским Лионом (44 градуса 30 мин. сев. широты; 33 градуса 36 мин. вост. долготы). Город с населением 40 тыс. чел. административно входит в состав Севастополя, хотя и расположен в 12 км от него. Секретную "подземку" построили на западном склоне Балаклавской бухты. По другую сторону бухты, почти не заметный со стороны моря, раскинулся "старый город".

Page not found Bye!